Истории

Чтобы боялись до смерти стать «психом»

В России приостановлены продажи учебника для 8 класса средней школы «Обществознание» Татьяны и Анатолия Никитиных. В нем авторы пишут о том, что люди, с детства страдающие психическими расстройствами, не могут быть личностями, а, следовательно, и гражданами.

«… Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом, которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью…Здесь же отметим, что гражданин обязательно является личностью».

О приостановке продаж официально на своем сайте сообщает выпустившее учебник в свет в 2013 году московское издательство «Дрофа». Скандал разразился в соцсети Facebook, когда пользователи стали размещать фотографию страницы учебника со злополучной цитатой и его выходные данные и комментировать это, напоминая, что именно в Третьем Рейхе людям с психическими нарушениями было отказано в том, чтобы быть личностями, их называли «унтерменшами» - «недочеловеками» и уничтожали. Пользователи требуют изъятия учебника и уже создали петицию в Сети, чтобы добиться этого от Минобрнауки.

В выходных данных «Обществознания» указано, что он рекомендован Минобрнауки. «Дрофа» в своем официальном сообщении тоже сообщает, что учебник «прошел все необходимые экспертизы и, получив положительные заключения, был включен в Федеральный перечень учебников».

А дальше сообщает, что автор – Анатолий Никитин уже ушел из жизни, но издательство не снимает с себя ответственности: «На данный момент продажи данного учебника приостановлены. Он будет направлен на дополнительную экспертизу. Издательство готово отозвать учебник и предоставить школам другое пособие по обществознанию в случае, если он не получит одобрение экспертов».

Уже направлено официальное письмо председателю Комиссии Общественной палаты России Любови Духаниной от директора Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области, члена Общественной палаты Российской Федерации Андрея Царёва.

Он создал в Пскове уникальный, единственный в России центр для социализации людей с ментальными особенностями развития, тяжелыми нарушениями. В центре помогают и семьям таких людей.

«Данная трактовка личности не имеет ничего общего с научным пониманием. Представленное в учебнике объяснение не только унижает человеческое достоинство детей, которых автор не считает личностями, но и формирует у обучающихся порочное представление о людях с психическим заболеванием.

С точки зрения целей воспитания у обучающихся уважительного отношения к людям с Ограниченными возможностями здоровья, данный контекст формирует совершенно противоположное мнение и, подобно нацистской идеологии, воспитывает негативное отношение к людям, которые в силу биологических факторов имеют иное развитие личности», пишет Царев и просит изъять учебник.

Анна Яковлева, руководитель отдела развития ГАООРДИ, пишет, в частности: «Весь наш многолетний опыт связан именно с развитием возможностей для особых людей учиться, трудиться и развиваться. По какой-то причине много лет назад общество решило, что люди с особенностями на все это не способны. И лишило их права на все эти естественные для любого человека вещи, «закрыв» в психоневрологических учреждениях или в четырех стенах своих квартир.

Сегодня психоневрологические учреждения уже не являются закрытыми медицинскими стационарами, а стали социальными учреждениями – и это большой шаг...»
Яковлева приглашает представителей издательства «Дрофа» в ГАООРДИ, «Чтобы своими глазами увидеть то, как они учатся и трудятся, как они занимаются творчеством, как они дружат и любят, как они поддерживают друг друга и дарят окружающим тепло своих сердец. Мы приглашаем всех познакомиться с нашими особыми ребятами как с Личностями с большой буквы».

Мария Островская, президент петербургской благотворительной организации «Перспективы», которая более 15 лет оказывает помощь, защищает права людей в психоневрологических детских домах и домах-интернатах, пишет: «В российских психологических словарях принято подчеркивать социальный контекст, рассматривать личность как социальное качество индивида. Например, «личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на включенности в социальный контекст».

Так в какой же социальный контекст с одобрения Минобра поставил нашего школьника автор учебника? Он определил обязательный спектр поведения, в отсутствии которого человек перестает быть личностью: учеба, труд, создание семьи. Если же этого нет - не только личностью он перестает быть, но и гражданином. Видимо, господин Никитин «поразмышлял» таким образом в назидание школьникам, с воспитательной, так сказать целью. Чтобы боялись.

А заодно объяснил школьникам, что есть люди – психически больные, у которых вообще никаких шансов быть личностью. С детства. Более того, он отказал таким людям в «связях с обществом» в своем «очевидном ответе». Видимо, чтобы боялись до смерти стать «психом». И сразу бы понимали, что псих – не гражданин, а значит и Конституция не для него, и законы. Ни прав у него, ни обязанностей. Опасные, стало быть, люди. Держать их нужно в изоляции, лучше – за решеткой.

А ты, школьник, гуляй временно на свободе, пока не заболел психически со страху… Вот такой социальный контекст. Сейчас у нас в стране каждый тысячный гражданин за решеткой психоневрологического интерната живет, а если Минобр будет и дальше одобрять такое воспитание, там будет каждый десятый, потому что по данным ВОЗ около 10% населения земли имеют психические заболевания». 

share
print