Истории

Томас Чепайтис: Ужупис - не утопия, в отличие от СССР

"МР" побеседовал с министром иностранных дел таинственной республики Ужупис, сценаристом и поэтом Томасом Чепайтисом о том, как можно преобразовать пространство и как люди искусства умудряются управлять государством.

"Каждый имеет право быть единственным и неповторимым, каждый имеет право любить, каждый имеет право быть нелюбимым, но это не обязательно, каждый имеет право быть неизвестным и не знаменитым, каждый имеет право лениться и ничего не делать, каждый имеет право любить и опекать кошку"...- это строки из Конституции республики Ужупис, небольшого района, расположенного неподалеку от Старого города Вильнюса, литовской столицы. Здесь, кажется, нет правил и законов, зато есть свой ангел хранитель, свои творческие мастерские и своя река Виленка, вдоль которой расположена часть самопровозглашенной республики. И да, никакого милитаризма - своей полиции тут нет, зато есть своя валюта, приравненная к курсу пива, и свой парламент, который собирается по понедельникам прямо во дворике, возле статуи ангела, и тут же, на месте, решает все злободневные вопросы и задачи.  

В XVI веке в Ужуписе (в переводе с литовского значит Заречье) поселились ремесленники. С конца XIX века здесь обосновалась городская беднота, район долгое время считался депрессивным и даже опасным для прогулок. До тех пор пока в 1997 году местные художники не образовали сдесь свою коммуну и не объявли Ужупис своей республикой. Сейчас Ужупис - популярное туристическое место, богемный район Вильнюса с причудливыми декорациями, выставками, мастерскими и художественными галереями. "Мой район" побеседовал с министром иностранных дел республики Ужупис, сценаристом и поэтом Томасом Чепайтисом о том, как можно преобразовать пространство и как люди искусства умудряются управлять своим небольшим государством.

творческие мастерские в Ужуписе

Про причины создания республики

Место так и называлось - Ужупис, то есть, заречье. Название важно образами, которые оно создает. Если вы переименуете место и объект, то от этого многое изменится, потому что имя связано с восприятием. В Средневековье бытовала идея о том, что название важнее, чем сама вещь. Заречье - историческое название, мы объявили здесь республику, то есть, власть людей. Хотелось, чтобы на нас не влияла литовская бюрократия, чтоб не насиловали нам мозг своими правилами. Мы стремились изменить некогда депрессивный опасный район, куда боялись заходить люди, – делали выставки детского искусства на улицах, на фанерных щитах. Переименовали места, предали им другой вид, показав, что там не так плохо, как считалось. Юридическая основа у организаций разная. Я, например, оформил негосударственное образование НГО министерство иностранных дел Республики Ужупис. Когда главной целью было возведение Ангела, было общее НГО – Клуб Ангела. Есть НГО -Республика Ужупис. Есть Инкубатор Искусств Ужуписа. Торговцы недвижимостью тоже пользуются топонимом Ужупис как брендом. Каждый занимается своим делом.

Хотелось, чтобы на нас не влияла литовская бюрократия, чтоб не насиловали нам мозг своими правилами. Мы стремились изменить некогда депрессивный опасный район, куда боялись заходить люди, – делали выставки детского искусства на улицах на фанерных щитах. Переименовали места, предали им другой вид, показав, что там не так плохо, как считалось. 

Долгое время (1997-2014) президентом Республики был кинорежиссёр Ромас Лилейкис, внучатый племянник Чюрлёниса. Автор гимна Ужуписа и гимна студентов всей Литвы "Свайоклис" ("Мечталкин"). Он,  наверное, больше всех сделал для перемен в Ужуписе, и чтобы лучше понять этот район-страну изнутри надо посмотреть его фильмы "Саша", "К+Б+М" и "Маат", передающие меланхолично-творчески-протестужщий дух Ужуписа. Его сменил довольно скучный премьер-министр Сакалас Городецкис, хороший администратор, вернувший район городу, но мало смыслящий в развитии Республики.

из личного архива Томаса Чепайтиса

Про реакцию литовских властей

Были какие-то люди, среди которых, в основном, литовские националисты, которые к этому плохо отнеслись, мол, Литва едина, но власти в целом отнеслись нормально, потому что среди нас были члены действующего литовского парламента и бизнесмены. Никто не ничего не запрещал, мы взяли и сделали. Ужупис - признанная юридическая организация. У нас в гостях были президенты Эстонии, Литвы кронпринц Дании, послы Норвегии, Испании, Италии, США, Великобритании, Франции, России, Украины, Грузии и многих других государств, Далай-Лама, лама Ринпоше, епископы, кардиналы, если они нас посетили, значит, они нас признали. Многие депутаты, послы, например датские, снимают квартиры у нас в районе, это место считается богемным.

Про преобразования

Независимость Ужупис провозгласил в 1997 году. Главным событием стала установка ангела в 2002 году, символа нашей республики. Площадь у памятника - место собраний и встреч. Ангел привлек лучших людей, создал циркуляцию вокруг этого места, сделал его посещаемым. Одной из первых попыток сплотить жителей тогда ещё полуразрушенного Ужуписа была коллективная фотография на площади, где лишь впоследствии появился Ангел. На снимках уместилось около 500, а может больше жителей, некоторые впервые друг друга видели. Фото делалось большой киностудийной камерой из развалин сверху. Люди смотрят вверх, то есть, с надеждой. Людям свойственно разглядывать коллективные снимки, вспоминать, мечтать. На этом и было сыграно. Могу посоветовать петербуржцам делать такие фотографии жителей одного дома, или подъезда

Ангел Ужуписа — символ квартала, фото Wojsyl, Wikimedia Commons

Про праздники

Главный праздник – день независимости Ужуписа, который отмечается 1 апреля. Как-то на одном из дней независимости устроили свадьбу троллейбуса и автобуса. Тут когда-то ходил троллейбус номер 8, возил рабочих на завод элктросчетчиков. На 1 апреля мы притащили такой старый троллейбус (он был мадам) и поженили его с автобусом номер 11, который до сих пор ходит. Свадьба заключалась в циркуляции пассажиров из одного транспортного средства в другое.

Бывает, что вывешиваем баннер над главной улицей, говорящий о главном событии недели или месяца.

Как-то на одном из дней независимости устроили свадьбу троллейбуса и автобуса. Тут когда-то ходил троллейбус номер 8, возил рабочих на завод элктросчтчиков. На 1 апреля мы притащили такой старый троллейбус (он был мадам) и поженили его с автобусом номер 11, который до сих пор ходит. Свадьба заключалась в циркуляции пассажиров из одного транспортного средства в другое.

Кстати, 1 апреля – на день независимости, у нас действует визовый режим. Мы использовали старые традиции и придумали свои новые фестивали и праздники, хотели установить добрососедские отношения, как в Одессе, там до сих пор двор живет своей жизнью, колоритной, дружной, у нас, к сожалению, это не так - сегодня машины вытеснили людей из дворов. Это жалко, потому что стало тесно и пусто. По четвергам и воскресеньям приезжает выездной рынок, в эти дни в Ужупис привозят товары из деревень.

Парад в Ужуписе, фото: Томас Чепайтис

Про самоуправление

У нас есть парламент, по понедельникам мы собираемся, принимаем решение, обычно в последний момент все делаем. Полиция раньше сюда не заезжала, сейчас патрулирует. Раньше у нас был свой шериф Витас Раткявичюс, он сделал тюнинг своему спортивному Фольксвагену 1961 г. и разрешил всем своей машиной пользоваться. Каждый мог побыть шерифом Ужуписа. Такая маленькая машинка, жёлтая, на дверце - шерифская звезда. Правда, затем этот шериф спёр общинные деньги, которые планировались потратить на творческие индустрии, и скрылся, но его потом самого обчистили. Но начинал он с идеи безопасного коммьюнити. Мы реализовывали все проекты творческим способом. Один из наших почетных граждан – бывший мэр Боготы, столицы Колумбии, Антанас Моцкус. У него тоже эксцентричные идеи были. Например, была проблема – никто не обращал внимания на полицейских, тогда он на всех регулировщиков надел клоунские шапки, и это сработало.

Мы реализовывали все проекты творческим способом. Один из наших почетных граждан – бывший мэр Боготы, столицы Колумбии, Антанас Моцкус. У него тоже эксцентричные идеи были. Например, была проблема – никто не обращал внимания на полицейских, тогда он на всех регулировщиков надел клоунские шапки, и это сработало.

Я занимаюсь экспертизой, предлагаю творческие решения проблем. Последнее, что я сделал, - бродячий театр перед магазинами - это решало проблему алкоголиков, которые толпились у входа в магазин. Когда они видели зрелище, они расходились – потому что начинался театр и действие. Потом и алкоголики сами стали принимать участие в постановках. Им это помогло - ни мы их больше не боимся, ни они нас.

из личного архива Томаса Чепайтиса

Ужупис – не утопия

Нет, это не страна мечты. Это Советский Союз был такой утопией, а у нас конкретная вещь. Ежедневная, практичная. Поэтому в какой-то мере его можно назвать государством. У нас есть все составляющие для того, чтобы считаться государством: свой гимн, флаг, Конституция, совет министров, есть даже посол в ООН. С другой стороны, мы официально не признаны государством. У нас есть и своя валюта – эвроуж, правда ей можно расплачиваться только на фестивалях. Мы ввели ее раньше, чем Литва, в 2002 году. Эти деньги стабильны, потому что они приравнены к курсу пива, а курс пива растет. Сейчас евроуж стоит два евро 30 центов. Мы их так и называем - пивные деньги. Кафе получает эти деньги, переводит их в евро и расплачивается с поставщиками пива. Все это имеет оттенок игры, конечно. Но не значит, что игра это плохо. Не знаю насколько это можно назвать серьезным, но у нас нет полиции, мы отказались от армии. Во всяком случае, это работает для нас. Для меня самые неприятные черты государства – бюрократия и бумажная волокита. Это то, с чем я боролся в первую очередь. И нам это удалось, у нас бюрократии нет – если есть проблема – мы ее сразу решаем.

У нас есть и своя валюта – эвроуж, правда ей можно расплачиваться только на фестивалях. Мы ввели ее раньше, чем Литва, в 2002 году. Эти деньги стабильны, потому что они приравнены к курсу пива, а курс пива растет. Сейчас евроуж стоит два евро 30 центов. Мы их так и называем - пивные деньги. 

фото: из личного архива Томаса Чепайтиса

фото Марюс Абрамавичюс

Про философию места

Сейчас на территории республики есть гимназия (с 9 класса до 12) и прогимназия (с 5 до 8 класс), больница, ветеринарная больница. Проще перечислить то, чего нет, это как-то по-ужупински. Нет полиции, пожарного депо, госучреждений, ни одного посольства, кроме ужупийских, ни одного газетного киоска, никогда не было интернет-кафе (даже в самую буйную их пору). Зато есть много галерей, кафе, оригинальных продуктовых лавок, зачем-то три парикмахерские, кузница, цех керамиков и горшечников.

фото: Martin Bavolár

Надо использовать ландшафт, какой бы он ни был. Овраг? Используйте овраг. Парковки? Перекрасьте их в разные цвета, чтобы разметка была нагляднее и художественнее. Свобода здесь ни при чём, мы к ней относимся осторожно. Философия наша выражена в Конституции - "Не нападай, Не защищайся, Не сдавайся". Кроме того, мы уделяем внимание деталям, ну и без юмора никуда…Наша философия - дурачливость, непринимание себя всерьёз. И надежда на поддержку ангелов. Небесных сил.

Надо использовать ландшафт, какой бы он ни был. Овраг? Используйте овраг. Парковки? Перекрасьте их в разные цвета, чтобы разметка была нагляднее и художественнее. Свобода здесь ни при чём, мы к ней относимся осторожно. Философия наша выражена в Конституции - "Не нападай, Не защищайся, Не сдавайся".
 

share
print