Истории

Брандмауэры в Петербурге: архитекторы против художников

Профессиональные художники-монументалисты взялись за голые стены: работы мастеров на брандмауэрах — по всему городу. Но эти произведения нелегальны, как и хулиганские граффити подростков. По какую сторону стены правые, а по какую – виноватые, разбирался корреспондент «МР».

Художники-нелегалы

Ангел_Малый пр. П.С._фото 33+1

Монументальная живопись в последние годы стала важной частью городского пейзажа. Это признают и власти города. Например, к 70-летию победы муниципальный округ «Петровский» организовал конкурс эскизов. Победитель получал в качестве холста брандмауэр дома 1 по Малому проспекту Петроградской стороны.

200 лет победы над Наполеоном_ул. Красного Курсанта_фото 33+1

Право украсить голую стену заработали ребята из творческой мастерской «33+1». Важно отметить, что для «33+1» эта работа далеко не первая. Творить на улицах Петербурга они начали еще в 2008-м. Среди их работ —«200 лет победы над Наполеоном» на улице Красного Курсанта, «космическая» роспись в сквере Чкалова, «Ребятам о зверятах» на Зверинской. Коллектив мастерской состоит из выпускников художественных академий, в том числе Мухинского училища.

– Большинство из нас оканчивали художественные вузы, много среди нас дипломированных монументалистов, – подтверждает технический директор «33+1» Алексей Ромкин. – Наш основатель, Павел Шугуров, и вовсе был главным художником Владивостока. Так что с украшением Владивостока проблем не возникало, чего не скажешь о Петербурге…

Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров на открытии росписи на Малом пр. П.С._assembly.spb.ru

«Летящий ангел», последняя работа художников, выиграл в конкурсе, проводимом муниципалитетом города, и в его торжественном открытии участвовал спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Парадокс: даже при этом «Ангел» нелегален. Как и все работы мастерской.

– Все нужно согласовывать с Комитетом по градостроительству и архитектуре, – сетует Ромкин. – Недавно я ходил в Комитет, чтобы добиться сотрудничества. Меня поддержал председатель Союза Художников, но с председателем Комитета мне поговорить не удалось.

Разный взгляд на колбасу

Владимир Григорьев был назначен председателем КГА и главным архитектором Петербурга в марте этого года. В вопросе украшения брандмауэров он непреклонен:

– Брандмауэры являются важным архитектурным элементом городской среды и должны оставаться неизменными, – прокомментировал ситуацию «МР» Владимир Григорьев. – Единственным изменением их внешнего облика могут являться съемные рекламные конструкции, согласованные в установленном порядке.

Космическая роспись_ Чкаловский пр._фото 33+1

С позицией Григорьева не согласен председатель Союза Художников, Альберт Чаркин. Подчеркивая, что уважает мнение архитектора, он не может понять, почему среди архитекторов глухая пустая стена считается нормой.

– Представьте палку колбасы, от которой отрезали кусок, – сравнивает Чаркин, – Срез мозолит глаз, так и хочется его прикрыть. Брандмауэр – это как раз такой срез.

Народный художник России с пониманием относится к строгости Григорьева в вопросе внешнего облика города. «Конечно, не хочется, чтобы город был украшен хаотично и стал похож на сказку «Тысяча и одна ночь», – признает Чаркин, – Ходишь и разбираешь, где тысяча, а где одна». Тем не менее, он считает, что в таких районах города, как Невский или Василеостровский, брандмауэры не мешало бы украсить работами, учитывающими исторический контекст.

Ребятам о зверятах_ Зверинская ул._raskrasim.su

– Брандмауэры никогда не были предназначены для всеобщего обозрения – настаивает на своем Алексей Ромкин, – Они стоят посреди города страшными глыбами, бельмом в глазу. Мы намерены добиться сотрудничества с КГА, чтобы легально украшать город.

Брандмауэров хватит на всех

Художники из «33+1» уверены, что творят благое дело. И у них есть основания так полагать: работы всегда согласовываются с жителями соседних домов, проводятся конкурсы эскизов среди горожан. Проекты монументалистов получили одобрение у властей Владивостока и Хабаровска, где стены расписываются не менее активно. Алексей Ромкин утверждает, что критику они получают исключительно положительную, и если их ругают, то лишь за несанкционированность.

Однако и у архитекторов своя правда. Архитектура Петербурга – исторический памятник. Менять облик города чревато. Существует риск, что со временем он потеряет канонический вид и превратится в хаотический набор мозаик.
Искусствовед и архитектурный критик Мария Элькина считает конфликт художников и архитекторов надуманным.

– Григорьев даже строительные заборы велел сделать серыми – такие уж у него представления о красоте, – заявляет Мария. – Действительно, многим петербуржцам брандмауэры симпатичны в первозданном виде, кому-то нравятся панно. В таком большом городе, как наш, однообразие невозможно и не нужно, брандмауэров хватит на всех.

Возможно ли сотрудничество между Комитетом и художниками? Мария в этом сомневается: «Все на свете запретить – примитивный метод, которым пользуется КГА вместо решения проблем», – уверяет искусствовед.

Компромисс?

В июне этого года Комитет по градостроительству и архитектуре подготовил предложения по совершенствованию порядка установки произведений монументального искусства. Среди этих предложений – создание перечня лиц и событий, которые следует увековечить, и перечня мест, где они могут быть увековечены. Видимо, это компромисс в глазах КГА. Будут ли привлечены к сотрудничеству художники из творческих мастерских, пока неизвестно. Пока же брандмауэры остаются стеной непонимания между художниками и архитекторами.

Работы группы 33+1 во Владивостоке

Парусник_Владивосток_фото 33+1

Рыба-кит_Владивосток_фото 33+1

Первая ласточка_Владивосток

Итальянский дворик_Владивосток_фото 33+1
 

share
print