Истории

Таксисты недовольны таксой

Петербургские таксисты жалуются губернатору на низкие цены в мобильных такси-агрегаторах. «Мой район» разбирался в возможных нарушениях со стороны популярных приложений, предлагающих поездки на автомобиле по цене автобусного билета.

Конфликтная ситуация

В начале июля некоммерческое партнерство «Петербургское такси» обратилось с открытым письмом к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой проконтролировать деятельность онлайн-сервисов для заказа такси. По мнению таксистов, Uber, GetTaxi и «Яндекс.такси», нарушают российское законодательство, работая с нелицензированными водителями и устанавливая предельно низкие цены.

«В отличие от Москвы, где указанные организации, за исключением Uber, передают заказы только лицам, имеющим разрешение на деятельность по перевозке пассажиров легковыми такси, в Санкт-Петербурге заказы передаются любым физическим лицам, имеющим личный автомобиль, — говорится в письме «Петербургского такси». — При этом Uber в своих «Правилах» указывает, что действует в России под юрисдикцией и по законодательству Нидерландов и не несет ответственности по российскому законодательству за оказываемые услуги».

Беззаконие или все в рамках закона?

Пользовательское соглашение, опубликованное на сайте Uber, подчеркивает, что сама по себе компания не является перевозчиком, предоставляя лишь посреднические услуги между перевозчиком (компанией или индивидуальным лицом) и пассажиром.  За нарушения, совершенные любой из сторон во время поездки,сервис также не отвечает.

«Несовершенство в системе законодательства касательно посреднических услуг и позволяет осуществлять подобную деятельность, не неся ответственности за последствия. По логике посредник обязан гарантировать, что исполнитель соответствует нормам, предъявляемым законом, но на деле нигде это не прописано», — пояснили «МР» в юридической фирме «Эксперт».

По логике посредник обязан гарантировать, что исполнитель соответствует нормам, предъявляемым законом, но на деле нигде это не прописано

Адвокат, преподаватель кафедры гражданского процесса СПбГУ, Диана Муштакова считает иначе: «Uber не оказывает услуги такси. Это платформа, на которой размещается информация об услугах, оказываемых другими лицами. При этом доступ к размещенной в приложении информации является для пользователей бесплатным. Поэтому на отношения между пользователем и Uber не распространяются положения Закона РФ "О защите прав потребителей". Это в свою очередь означает, что положения Пользовательского соглашения, ссылающиеся на право Нидерландов, полностью соответствуют законодательству и являются обычными договорными условиями сторон».

Кто рассудит?

Пока непонятно, кто должен реагировать на протест петербургских таксистов. В комитете по транспорту «МР» сообщили, что контроль над деятельностью диспетчерских служб не входит в полномочия ведомства. За перевозку пассажиров без выданной на то лицензии наказывают в соответствие с административным кодексом, и это уже юрисдикция органов внутренних дел. Георгий Полтавченко, которому адресовали свое письмо таксисты, также заявил, что контроль над онлайн-сервисами не входит в полномочия местной власти, поэтому обращение переадресовано в Госдуму.

Мнение

Первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров», кандидат экономических наук Тамара Касьянова считает, что популярность сервисов вызвана изменившимися запросами потребителей услуг: им удобнее в один клик с телефона заказать машину и проследить за ней всю дорогу, чем пользоваться традиционными способами перевозки.

«С точки зрения традиционных компаний подобный бизнес опасен для их работы, поскольку онлайн-посредник может устанавливать крайне низке цены. Uber, по сути, предоставляет информационные услуги, а водители являются своего рода внештатными сотрудниками», — отметила Тамара в беседе с «МР».

Дмитрий, водитель–пользователь онлайн-системы Taxsee, рассказал «МР», что при устройстве на работу действительно не требуют лицензии и даже страховки, но в случае столкновения с полицией водителю-нелегалу нельзя называть своего работодателя. Зато онлайн-сервисы готовы предоставить полную свободу в графике работы. По мнению Дмитрия, удобный график и низкие цены делают подобные приложения популярными как у водителей, так и у пассажиров.

Комментарий

Михаил Фишер, глава Uber в Санкт-Петербурге:

«Проверка таких документов, как права, паспорт, страховка, документы на автомобиль обязательна для всех новых сотрудников. Водителями могут стать только лица старше 21 года со стажем вождения от 3 лет. Пассажиры после каждой поездки могу оценить водителей, обратиться в службу поддержки. У пользователя есть возможность самому выбирать как водителя, так и машину. Все расчеты Uber с водителями прозрачны, поскольку происходят только по безналичному расчету. Uber работает только с юридическими лицами и ИП и переводит заработки водителей на банковский счет юридического лица/ИП. Ввиду прозрачности этих расчетов, мне не совсем понятны претензии относительно налогов».

Комментарий подготовила Юлия Грициенко.

share
print