Истории

Первые «велопроталины» Петербурга

Эксперты проанализировали официальные веломаршруты, которые появятся этим летом в Северной столице. Пусть маршруты не идеальны – дело наконец сдвинулось с мертвой точки.

Первые шаги в сторону долгожданной велосипедизации Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Смольного сделал в 2014 году. Чиновники определили 16 перспективных веломаршрутов, предупредив горожан: список не будет реализован полностью и сразу, а для строительства полноценных, то есть обособленных от проезжей части и тротуара, велодорожек предстоит еще обновить нормативную базу.

Летом 2015-го в Петербурге появятся всего два веломаршрута: «Купчино – Центр» и «Санкт-Петербург – Ломоносов». Общая протяженность разметки на тротуарах составит 9,9 километров, причем в некоторых местах велосипедистам, чтобы продолжить путь, придется переходить на противоположную сторону улицы. Планируется, например, что веломаршрут по Бухарестской улице в сторону центра начнется на правом тротуаре, а продолжится после перекрестка с улицей Димитрова по левому. Второй велопуть предполагает сразу пять таких переходов.

Примерно так будут выглядеть первые веломаршруты в Петербурге. Фото: КРТИ

Примерно так будут выглядеть первые веломаршруты в Петербурге. Фото: КРТИ

Готовящиеся маршруты обсудили на конференции «Велосипед в большом городе», которая прошла в библиотеке имени Лермонтова 16-17 мая.

– Данные направления выбраны, поскольку их можно реализовать уже при действующих строительных нормативах, – пояснила Ольга Баталина из Института «Стройпроект» – организации, выполнявшей трассировку (программирование) веломаршрутов. – Некоторые участки в центре города охраняются как объекты культурного наследия, там буквально каждую травку охраняют, и расширение проезжей части или тротуара невозможно. Из соображений безопасности мы старались максимально отделить пешеходов и велосипедистов от автомобилей. В общем, немало ньюансов, из-за которых первые веломаршруты получились такими, какими получились.

– Сеть из 16 веломаршрутов – это лишь первый шаг к решению транспортной проблемы, это скелет, на который в ближайшие два-три тысячелетия будут навешиваться другие веломаршруты, – иронично прогнозирует почетный председатель клуба «Велопитер» Илья Гуревич. – Мы должны понимать, что чуда от их организации не произойдет, и вести разъяснительную работу среди горожан, чтобы не было разочарования. Комплексное же решение транспортной проблемы предполагает, помимо создания сети велодорожек, ограничение скорости в центре города до 30 км/ч и введение платной парковки.

– Работа по велосипедизации нашего города ведется, но ведется бессистемно, – заключила депутат Законодательного собрания Ольга Галкина. – Среди плюсов: КРТИ при корректировке бюджета предложил направить средства на велопрокат. За последний год к вопросу подключился профильный вице-губернатор, сначала Марат Оганесян, теперь Игорь Албин, который отозвался на наше предложение ввести должность велосоветника. Но в целом велофобию среди петербургских чиновников победить пока не удалось.

Эксперты отмечают, что для создания комфортной велоинфраструктуры нужна политическая воля. На видео: мэр Лондона Борис Джонсон.

Московские спальники в последние годы украсили десятки километров велодорожек. 

Согласно общемировой статистике, рост числа поездок на немоторизированном транспорте ведет к снижению аварийности и смертности на дорогах. Экологи фиксируют снижение вредных выбросов в атмосферу и шумового загрязнения. Экономится пространство в городе: для 20-минутной поездки на велосипеде нужно в 20 раз меньше пространства, чем для аналогичного пути на машине.

Вот что по этому поводу пишет американский урбанист Вукан Вучик: «В районе города, спланированном в расчете на использование автомобилей, остается гораздо меньше земельных ресурсов для нетранспортных нужд, чем в аналогичном районе, ориентированном на использование общественного транспорта, паратранзита, а также велосипедных и пешеходных сообщений. Для любого офисного здания, куда работники будут приезжать на автомобилях, необходимо обустроить паркинг с площадью большей, чем само здание».

Существуют и косвенные выгоды велосипедизации: владельцы двухколесного транспорта чаще, чем автомобилисты, останавливаются и покупают локальную продукцию, будь то в городе или путешествуя на большие расстояния.

share
print