Истории

Деревянный Петербург доживает последние годы

Градозащитники третий год ждут ответа от губернатора Георгия Полтавченко о судьбе деревянного зодчества Северной столицы.

Петербургские деревянные дома похожи и на каменные дворцы классицизма, и на немецкие жилища с фахверком (наклонными балками), и даже на средневековые замки... Не похожи они разве что на избы в провинциальном и старомосковском стиле. В XVIII-XIX веках такими самобытными домами были застроены районы на относительном удалении от Невского проспекта. К началу XX века дерево использовалось уже только для строительства дач, порой не уступавших по красоте парадному каменному Петербургу.

По данным Комитета по охране памятников (КГИОП), в административных границах Петербурга осталось 260 памятников деревянного зодчества, большинство – вновь выявленные, в отношении которых еще предстоит историко-культурная экспертиза. Чиновники не до конца представляют, в каком состоянии находятся эти дома, и какие – срочные хирургические или профилактические – меры нужны для их спасения. Последний же мониторинг, инициированный градозащитниками, показал, что треть деревянных памятников попросту заброшены, несмотря на наличие формального владельца.

В 2014 году город собирался продать принадлежащие ему деревянные памятники за символическую плату при условии, что инвесторы их отреставрируют. Но от программы с условным названием «памятник за рубль» отказались: после приватизации деревянные дома нередко горят. Или же нечистоплотные инвесторы доводят памятники до разрушения, чтобы на их месте возвести новодел. В Петербурге такое происходит и с более долговечными каменными домами, — с деревянными схема прошла бы на раз.

Реставрация – это дорого и долго, пока выделят финансирование, пока выберут подрядчика, – нужно действовать по принципу «не до жиру, быть бы живу».

Последние потери от пожаров: в ночь с 7 на 8 мая 2014 года сгорел символ поселка Вырица – особняк купца Бумагина. На следующий же день на территории психиатрической больницы имени Скворцова-Степанова на Фермском шоссе сгорело неиспользуемое деревянное здание, являвшееся памятником архитектуры местного значения.

Кроме потенциальных застройщиков и пожаров, деревянному зодчеству Петербурга угрожают время, сырость и белый домовой гриб. Раз поселившись в доме, дереворазрушитель уже не уходит сам. Гриб, сначала похожий на плесень, поедая культурное наследие нашего города, становится виден невооруженным глазом, достаточно заглянуть под обшивку здания.

В феврале 2015 года градозащитники сообщили, что очередному деревянному шедевру – даче архитектора Георга Месмахера в Парголово – нужна реанимация: заваливаются флигели и пристройки, осадки проникают внутрь через дыры в крыше. После этого эксперты собрались в книжном доме «Глагол», чтобы оценить состояние этого и других больных и возможности оперативного вмешательства.

– Состояние катастрофическое, нужны экстраординарные меры, – рассказал член советов по сохранению культурного наследия при министерстве культуры правительства Петербурга Михаил Мильчик. – Два года назад члены городского совета... обращались к губернатору Георгию Полтавченко с предложением разработать специальную целевую программу по сохранению памятников деревянной архитектуры. Она должна включать в себя тотальное обследование, выстраивание очередности работ, проведение аварийных консервационных работ, временный отказ от реставрации (это дорого и долго, пока выделят финансирование, пока выберут подрядчика, – нужно действовать по принципу «не до жиру, быть бы живу»), далее поиск инвесторов на условиях реставрации и налоговых льгот.

С 2013 года градозащитники дважды напоминали губернатору о своем предложении, однако ответа так и не получили. По мнению Михаила Мильчика, идея спасения утрачиваемой деревянной красоты, тянет на национальную идею, которую с таким трудом ищут власти.

5 деревянных шедевров шаговой доступности

Чтобы посмотреть на памятники из живого материала, не обязательно ехать в пригороды (хотя и это мы настоятельно советуем).

Особняк Бремме (13-я линия Васильевского острова)

Фото: Сергей Ермохин, 2015

Построен в первой половине XIX века неизвестным архитектором, а в 1851-м перестраивался архитектором Гребенко, а 1906-м – Карповичем. Название получил в честь фабрики «Братья Бремме», которая была возведена неподалеку в конце XIX века и уничтожена в 2006 году. Классический экземпляр деревянного дома под классицизм, каких было много в Северной столице.

Фото: Сергей Ермохин

2015

Фото: Сергей Ермохин

2015

Фото: Сергей Ермохин

2015

Дача Гаусвальд (Каменный остров, 2-я Березовая улица, 32)

Фото: Сергей Ермохин, 2015

Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне, 1898. Первый образец деревянного модерна; место, где снимался легендарный советский «Шерлок Холмс». До XXI века дача использовалась как профилакторий Металлического завода. В 2011 году чиновники КГИОП выявили «угрозу обрушения аварийных конструкций»: постройки, примыкающие к каменной башне, поражены гнилью с первого этажа до крыши, стропила стоят практически без опоры. Деревянную часть здания одно время планировали разобрать и сжечь.

Фото: Сергей Ермохин

2015

Фото: Сергей Ермохин

2015

Дача Громова (улица Академика Павлова, 13)

Фото: Сергей Ермохин, 2015

Деревянная двухэтажная усадьба 1850 года постройки посреди Лопухинского сада, архитектор Винтергальтер. В свое время – центр притяжения петербургской богемы, где выступали знаменитые, в том числе европейские, музыканты. Отлично сохранилась лепнина, огромный камин и другие элементы декора. По слухам, в кирпичном подвале особняка растут сталактиты. Несколько портят впечатление пластиковые стеклопакеты.

Фото: Сергей Ермохин

2015

Фото: Сергей Ермохин

2015

На слайдах фото Сергея Ермохина, 2013

Бывшее здание лечебницы (5-я линия Васильевского острова, 58)

Фото: Сitywalls

Архитектор Альтман, 1878. Когда-то рядовой дом примечателен тем, что чуть ли не единственный во всем городе сохранил ворота. Поражен тем самым белым грибом, сейчас законсервирован.

Фото: Сергей Ермохин

2015

Фото: Сергей Ермохин

2015

Фото: Сергей Ермохин

2015

Особняк Добберт (улица Большая Пушкарская, 14)

Фото: Сitywalls, 2007

До 1861 года на Петроградской стороне частные лица не имели права строить каменные здания, вокруг были только деревянные усадьбы. В конце XIX века рижский архитектор Рейнберг перестроил старое сооружение, придав ему дух неоромантизма и готики. После реставрации в здании разместится медиатека театра современного танца Бориса Эйфмана.

Фото: Сергей Ермохин

2015

Фото: Сергей Ермохин

2015

На слайдах фото Сергея Ермохина, 2015

share
print