Истории

Полиция против СМИ: суд поддержал журналистов

История об избиении Антона Севастьянова обернулась двумя уголовными делами и одним гражданским. ГУВД Петербурга и отдельно – 16-й отдел полиции подали в суд на нашу редакцию и еще два петербургских СМИ, поскольку сочли, что наши публикации оскорбляют честь, достоинство и деловую репутацию полиции.

Избиение снимали на видео

Составлению иска в суд не помешал даже тот факт, что в деле фигурирует видеозапись избиения причем, очень жестокого. Эта запись – ключевое звено в процессе. Сейчас она представлена в материалах второго уголовного дела.

В июне прошлого года «МР» рассказал об избиении в отделе полиции 21-летнего Антона Севастьянова. Парня задержали по подозрению в грабеже, а потом доставили из 16 отдела полиции в больницу в тяжелейшем состоянии. 

Севастьянова задержали 1 июня прошлого года после встречи с приятелями во дворике на Васильевском острове. В тот день в соседнем дворе ограбили женщину: вместе с полицией она обследовала дворы и, наконец, увидела Антона. Несмотря на разночтения в показаниях, подросток оказался в полиции. Дело в том, что сначала потерпевшая уверяла, что грабитель был в белой футболке и белых кроссовках, а Антон был одет в синее. В 8 часов вечера он позвонил домой из полиции, будучи еще здоровым. А в три часа ночи оказался в больнице с перитонитом и сотрясением мозга. Сотрудники полиции не отходили от «пациента» ни на секунду. Да и палату в Елизаветинской больнице ему выделили специфическую – с решетками.

В том, что виной всему – полицейские, родители Антона не сомневаются. Дело в том, рассказывает его приемная мама Елена Молчанова, что избивать парня начали еще при ней. Прямо там, в полиции, под прицелом видеокамеры. Непонятно, на что рассчитывали бравые правоохранители. И непонятно, что ими двигало потом, когда был подан иск в адрес Елены Молчановой, ее мужа Сурена Тахтаджяна, а также информагентства «Росбалт», изданий «Мой район» и «Новой газеты».

фото: Елена Лукьянова,

Первое уголовное дело в отношении Севастьянова – по статье 161 УК РФ «Грабеж» - было закончено перед новым годом и направлено в Василеостровский суд. Состоялись уже три заседания. Вернее, не состоялись: на одно не явилась потерпевшая, на два – свидетели. Отметим, что Севастьянов обвиняется не только в грабеже, но и в краже. Вообще парня уже судили за одну кражу и приговорили условно. Сейчас ему не позавидуешь: признают виновным в грабеже – придется отбывать два реальных срока, раз за время условного он не вел себя хорошо.

Второе уголовное дело - в отношении сотрудников полиции - долго не хотели заводить: в последний раз Следственный комитет выдал отказ в декабре. Сейчас дело расследуется Следственным комитетом, но возбуждено оно по статье 111 УК – причинение тяжких телесных повреждений. То есть статьи 286 – злоупотребление служебными полномочиями – здесь нет, а она обязательна, если предполагается, что потерпевший стал жертвой полицейских при расследовании. Впрочем, 111-я статья относится к полицейской подследственности, а это дело ведет Следственный комитет, так что есть шансы, что вина будет-таки возложена на полицейских.

фото: Елена Лукьянова,

СМИ не будут платить полиции

В ноябре 2014-го закрутилось «дело против СМИ». Общая сумма претензий ГУВД и 16-го отдела составила 1,5 миллиона рублей. Но к тому времени, когда стороны приступили к разрешению тяжбы, делу об избиении Антона наконец-то дали ход. Соответственно, вещественные доказательства поступили в распоряжение следствия. В том числе – видеозапись из 16-го отдела полиции, на которой видно, как задержанного избивают, да не просто бьют, а топчут ногами, буквально прыгают на теле. Запись – основной предмет доказательства и по уголовному делу (в отношении полицейских), и по гражданскому (в отношении газет). В итоге судья по гражданскому делу попала в уязвимую ситуацию: если б она признала, что избиение было, а клеветы, соответственно, не было – то она тем самым предвосхитила бы исход уголовного дела. А этого допускать было нельзя.

Ответчик Елена Молчанова рассказала о тех ужасах, которые сняты на видеозаписи. Если это правда, то непонятно, на что вообще рассчитывали истцы-полицейские. Впрочем, истцы просили процесс приостановить, пока не будет закончено второе уголовное дело, где Севастьянов – потерпевший. Возможно, они рассчитывают на какой-то более благоприятный для полиции итог. Но судья решила дело более радикально, и прекратила его вчистую. Все, кроме истцов, высказались «за».

Впрочем, как высказалась адвокат «Новой газеты» Натэлла Пономарева, рассмотрение дела по существу – с полным снятием всех обвинений в адрес газет – это был бы куда более приемлемый вариант. Тем не менее, никто, кроме полиции, пока не собирается обжаловать это решение. На обжалование у них есть 15 дней. 

Сам Антон Севастьянов уже полгода содержится в следственном изоляторе. Следующее заседание суда по делу о грабеже назначено на 11 марта. 

share
print