Истории

Полиции нужен «ревизор»

В правоохранительной системе грядут очередные сокращения. Чтобы реформа не провалилась, как раньше, у полицейских должен появиться независимый арбитр, считают общественники.

Последние опубликованные данные МВД гласят: за девять месяцев 2013 года российские полицейские совершили около 3,5 тысяч преступлений. «Полицейское такси (использование служебных автомобилей для коммерческого развоза), риелторство, продажа водительских прав, «отжим» бизнеса у коммерсантов – это звенья одной цепи, легкие деньги, а от этого соблазна не всякий может удержаться», – признался руководитель Службы общей безопасности МВД Александр Макаров в интервью «Российской газете».

Так, в Петербурге начинается рассмотрение уголовного дела, в котором воплотились, кажется, худшие представления общества о власти. По версии следствия, в 2013 году депутат муниципального образования «Полюстрово» (Красногвардейский район), бизнесмен, сотрудник угрозыска (по совместительству – владелец нарколаборатории) и курсант МЧС организовали убийство сына главы того же МО. Непосредственно заказ исполнил полицейский – задушил жертву шарфом в автомобиле бизнесмена; затем сообщники продали автомобиль и... снова похитили его, считают в СК.

Подобные преступления полицейских еще не стали общим местом, в отличие от побоев и коррупции. В 2014 году двое правоохранителей Центрального района попались на взятках, которые предположительно получали от гражданина Афганистана за то, что закрывали глаза на его незаконный бизнес. Общая сумма вознаграждений за 15 месяцев, по оценке следствия, составила 150 тысяч рублей.

На минимизацию числа должностных преступлений была направлена реформа МВД, официально завершившаяся в 2011 году. Результата, как видим, нет, и пертурбации на этом не закончились: на днях правительство заявило предстоящем упразднении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и поставило задачу ФСБ, МВД и Генпрокуратуре – сократить расходы или уволить 10% сотрудников (на 100 тысяч россиян приходится 565 полицейских, по этому показателю мы занимаем первое место в мире).

Реформа или чистки

В 2012-2013 годах сотрудники Института проблем правоприменения при Европейском университете «в поле» опросили сотрудников полиции об их проблемах и разработали альтернативную концепцию реформы МВД. Насколько актуальны предложенные меры сегодня, обсуждали на встрече «Трансперенси Интернешнл – Р» в петербургской «Вышке» во вторник, 17 февраля.

– Несмотря на заверения полицейского начальства, что «палочная» система (целевой показатель по количеству раскрытых преступлений) отменена, рядовые сотрудники по-прежнему испытывают на себе избыточный контроль, – считает научный сотрудник ИПП Мария Шклярук, более 10 лет проработавшая в правоохранительных органах. – Все замыкается на центральный аппарат. Начальники транслируют: чего и сколько нужно сделать. Например, в отчетах местных участковых перед беспорядками в Бирюлево на первом месте по выявлению стоял переход улицы в неположенном месте, на втором – мелкие бытовые побои. После эксцессов тут же возникает разнарядка, например, вести работу по мигрантам, рисуются очередные показатели.

Мария Шклярук полагает, что эффективно бороться против должностных преступлений в правоохранительной системе могло бы новое независимое антикоррупционное ведомство: его сотрудники должны наниматься по временным контрактам на три года. МВД нужно лишить непрофильных функций (например, правонарушениями несовершеннолетних должны заниматься органы опеки, а вневедомственной охраной – частные фирмы). Новой муниципальной полиции можно было бы поручить патрулирование и пресечение нарушений, но не возбуждение уголовных дел. А вот очевидная популистская мера «уволить всех полицейских и нанять новых», по словам социолога, может не сработать:

– На уровень коррупции в стране никак не влияет, проведена в ней люстрация или нет. По идее, эта мера нужна, чтобы создать у общества доверие к новой системе, но применяется она, когда общество уже с вилами требует люстрации, и ничего другого не остается.

Хищники отдельно, травоядные отдельно

В мировой практике есть примеры временных органов, которые занимались расследованиями должностных преступлений в полиции.

В 1970 году после публикации в «Нью-Йорк таймс» о крышевании полицейскими подпольных казино и борделей мэр города Джон Линсдей созвал комиссию, впоследствии названную в честь ее председателя – федерального судьи Уайтмена Нэппа. Комиссия Нэппа заседала два года, за это время сменилось руководство Департамента полиции Нью-Йорка, был увеличен фонд оплаты осведомителей о коррупции, произведена массовая ротация кадров, многие из которых поступили на службу еще во времена Аль Капоне.

Итоговый отчет комиссии делит полицейских-коррупционеров на два типа: «хищников», которые придумывают и осуществляют незаконные схемы, и «травоядных», которые лишь плывут по течению, стремясь сохранить дружеские отношения с коллективом. Чтобы «хищники» не влияли на «травоядных», в нью-йоркской полиции с тех пор разделяют новобранцев и старослужащих, – напарников подбирают примерно равных по статусу. Наконец, до полицейской реформы 1970-х у правоохранителей Нью-Йорка не было возможности заявить о коррупции анонимно, таких заявителей никто не защищал.

В России эта поблема решаются своеобразно. На расширенном заседании Следственного комитета в 2013 году в Мариинском дворце глава ведомства Александр Бастрыкин погневался на сотрудников, которые закрывают дела под давлением: «Если есть основания прекратить дело – доложи… Слаб, боишься, давят – доложи…».

share
print