Истории

Спикеры «МР» подводят свои итоги года

Итоги года подводят люди, которые в 2014-м дали «МР» самые интересные интервью.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в октябре рассказал «МР» об уроках «Манифесты». Один из важных итогов выставки – знакомство петербуржцев с пространством Главного штаба – стал и итогом 2014 года:

«Главный штаб, напоминаю, — вовсе не музей современного искусства. Это крыло Эрмитажа, часть его постоянных экспозиций. И билет у нас будет один — возможно, на два дня. В Главном штабе будет размещено искусство XIX века, начиная с Каспара Давида Фридриха. Рядом с Матиссом расположится коллекция Щукина и Морозова. Будет мощная экспозиция прикладного искусства, восстанавливается выставка ампира "Под знаком орла". Будут зачатки Музея гвардии, экспозиция отдела нумизматики, а также много временных выставок. Будут комнаты Фаберже: с экспозицией, рассказывающей о высших наградах России и о коронации как событии и процессе. Уже открыта и выставка русских современных резных скульптур, как бы продолжающая традиции Фаберже. В декабре открылась громадная выставка римской мозаики и выставка Фрэнсиса Бэкона.

Главное, чтобы люди привыкли ходить в Главный штаб. С помощью "Манифесты" мы кого-то уже "приручили": теперь надо, чтобы прирученные животные все время получали корм».

Валерий Жилкин, исполнительный директор «Ассоциации работников туристско-экскурсионных предприятий» в сентябре объяснял «МР» причины кризиса на туристическом рынке.

«В уходящем году произошли глобальные изменения в туристическом рынке. Это связано с банкротством крупных операторов и падением, как следствие, доверия к турфирмам и ослаблением курса рубля.

Туристы уходят в самостоятельное плавание, сами организовывая путешествия. Остальные покупают туры в последний момент, отчего глубина продаж у турфирм сократилась многократно. Другие предпочитают оставить поездки на потом, вкладывая деньги в валюту или во что-то долгоиграющее и нескоропортящееся.

К концу года мы видим переориентацию туризма на путешествия внутри страны, на фоне еще большего снижения спроса на зарубежные туры. Мало того, что путевки подорожали, но и пребывание за границей требует валютных трат, что не дешево. Крупные туроператоры сокращают программы туров за рубеж.

Кроме того, идет уменьшение и количества турфирм, я думаю, этот процесс продолжится и в следующем году.

А вот турфирмы, ориентированные на внутренний туризм, на прием в Санкт-Петербурге россиян и гостей из пространства СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона и Средней Азии, может быть, Латинской Америки, будут чувствовать себя нормально.
Грядет передел туристского рынка. Останутся те, кто приспособится к новым условиям работы.

Также вызывает сомнения финансовое состояние авиакомпаний. Возможно, без финансовой поддержки государства некоторым не выжить».

Правозащитник Александра Крыленкова в марте съездила в Крым и описала корреспонденту «МР», что там увидела.

«Первый раз я поехала в Крым в марте. С тех пор я уже там была девять раз, каждый раз — по 7-10 дней в месяц. Несмотря на то, что ситуация постоянно меняется, она остается очень неустойчивой. И в тот момент, когда кажется, что ситуация начинает стабилизироваться, происходит что-то новое. Если весной был абсолютный беспредел — случаи похищения, пыток, убийств людей (по этим фактам возбуждены уголовные дела, эта информация озвучена на Совете по правам человека при президенте и фигурирует в отчетах правозащитных организаций), – летом все были в растерянности, не понимали, где они находятся и по каким правилам теперь жить, то к осени проблемы стали системными: возобновились похищения крымских татар-мусульман, начались зачистки на рынках*.

А к зиме вышли на первый план бытовые вопросы: частое отключение света, перебои с поставками, в некоторых регионах — проблемы с водой. Впереди Новый Год. 1 января закончится так называемый "переходный период". Далеко не все люди смогли легализоваться: получить российский паспорт, вид на жительство или разрешение на временное проживание. Прекращена деятельность всех украинских организаций и уволены все сотрудники. С 1 января на их месте должны начать работать российские организации. И непонятно, всех ли сотрудников возьмут обратно.

С 1 января в Крыму все должно начать работать по-новому, "по-российски", в условиях финансового кризиса и неопределенности».

Художник Эрик Ван Лисхаут в рамках «Манифесты» снял фильм об эрмитажных  котах. В мае этого года он встретился с корреспондентом «МР» прямо в подвале музея и показал, что он делает.

«Лично у меня был действительно хороший год, насыщенный: чего стоит хотя бы то, что я девять недель жил в Петербурге с кошками. Проект получился  совершенно неожиданным для меня самого: я даже не ожидал, что в подвалах Эрмитажа я окажусь с такими замечательными людьми и всей русской историей, сложной политикой.

Главное событие года — "Манифеста-10", это была идеалистическая, проблемная выставка, где встретились абсолютно разные взгляды на жизнь. Сейчас, когда все так плохо с политикой, очень важно, что мы можем бороться на поле искусства, бороться за изменения к лучшему. И этим мы и занимались на "Манифесте".

Я за этот год действительно изменился. Как раз в России я почувствовал возможность действия и силу, чтобы довести дело до конца. Я думаю, что русские в чем-то  изменили меня, а в чем-то я изменил русских».

Художник Петр Павленский после акции «Свобода» дал большое интервью «МР» о деньгах, жене, реакции на акции, рисунках на уроках и борьбе со страхом.

«За этот год у меня произошло важное изменение: журнал "Политическая пропаганда" стал издательским домом — мы впервые издали книгу.

Также в этом году мне удалось узнать значительно больше о психиатрии и о ее использовании в политических целях. На протяжении последнего полугода у меня идет работа внутри бюрократического аппарата — Следственного комитета, прокуратуры. В рамках уголовного дела, возбужденного после акции "Свобода", меня пытаются объявить сумасшедшим. Сначала речь шла о том, чтобы я добровольно согласился на экспертизу, я отказывался, после этого пытались заставить принудительно, но у них не получается.

Вообще, работа в этом процессе, с этим аппаратом — это и есть материал политического искусства, которым я занимаюсь. Уголовное дело является дверью, которая открывает дорогу внутрь этого аппарата, чтобы работать с ним, как с материалом. Например, столкновение с одним из следователей, который впоследствии уволился, дало массивный текстовый материал: были опубликованы диалоги с ним, и это — материал политического искусства.

Но есть такая тактика работы — исполнить желание того, кто чего-то сильно хочет. Я решил исполнить желание Следственного комитета и позволил захватить себя институту психиатрии: только я сделал это не через подпись и согласие, а через жест, через обращение к наследию Ван Гога, через искусство (Павленский имеет в виду свою акцию "Отделение", когда он отрезал себе мочку уха — «МР»). После этого в институте Сербского и в Боткинской больнице в Москве со мной общались три психиатра. Заключение: нет основания помещать в психиатрическую больницу.

В этом году произошло много изменений в обществе, я бы сказал — негативных. Родился красно-золотой мутант в коричневых бликах. Это симбиоз между обращением к некому православному традиционализму и — при этих популистских целях — обращение к большевистко-имперскому сознанию. А коричневые блики потому, что через все это просвечивает определенного рода "фашизоидность" — желание навязать и полностью подстроить под себя всех остальных, вплоть до того, чтобы возомнить себя в какой-то момент жандармом Европы. За счет построения образа врага, абсолютного зла в лице Украины — в лице соседей, друзей на самом деле — была попытка сплотить людей. Она, конечно, на какой-то период сработала, люди сплотились в экстазе имперского шовинизма, но с другой стороны — развязалась экономическая война, и Россия явно в ней проигрывает. И что окажется сильнее: это чувство, которое взрастила пропаганда или чувство голода?»

*От редакции «МР»:

О похищениях крымских татар регулярно сообщают украинские средства массовой информации со ссылкой на представителей крымскотатарской общины. Так, руководитель внешних связей Меджлиса крымскотатарского народа Али Хамзин в интервью украинскому Центру журналистских расследований заявил: «Похищение людей, наглое, открытое, днем, говорит о том, что не используется ли против крымских татар старая технология, когда на Кавказе, в Чечне за счет подобного рода похищений оказывают некое давление? К сожалению, я думаю, что Российская Федерация, присоединив к себе Крым, смотрит на нас с позиции чеченских событий. Там зачастую похищают молодых ребят, потом их находят мертвыми. И никто ни за что не отвечает. Может быть, таким образом идет давление на крымских татар, ожидая, что мы можем что-то сделать».

В российском Совете министров Крыма обещали создать «контактную группу», которая бы занималась расследованием похищений крымских татар. Следственное управление Следственного комитета России в Крыму возбудило даже уголовное дело по факту похищения двух татар в Белогорском районе. «В Белогорском районе 29 сентября по инициативе прокурора Республики Крым Натальи Поклонской состоялось межведомственное совещание по вопросу пропажи двух человек в Белогорске. По данному факту принято решение о возбуждении уголовного дела по п. "а", "ж" ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору в отношении двух или более лиц)», - говорится в сообщении пресс-службы российской прокуратуры Крыма.

share
print