Истории

Католики Петербурга: «Мы напоминаем первых христиан»

Почему русские люди принимают католичество?

Спор между западниками и славянофилами начался с обсуждения вопросов религии. Петр Чаадаев заявил, что все беды Руси от того, что исповедует она православие, а не католичество, чем противопоставляет себя западной цивилизации. Бедного Чаадаева объявили сумасшедшим. С тех пор прошло почти 180 лет, а споры о судьбах России не утихают. Находятся и новые Чаадаевы – русские люди, которые принимают католичество. В сочельник католического Рождества «МР» публикует интервью с одним из них, петербургским журналистом, прихожанином собора святой Екатерины Михаилом Фатеевым.

фото: gaudete.ru

- Михаил, почему Вы, судя по фамилии, русский человек, приняли католичество?

- Начать, пожалуй, стоит с того, что, несмотря на мою фамилию, я, скажем прямо, не стопроцентно русский человек. Среди моей родни есть не только православные. Разумеется, мне рассказывали о моем дедушке-коммунисте, в юности певшем в церкви на клиросе. Но рассказывали и о прадеде, набожном иудее, погибшем в блокадном Ленинграде, ежедневно ходившем молиться в синагогу. Рассказывали и о прабабке католичке. Если говорить о каких-то проявлениях религиозности среди моих родных, когда я был ребенком, то они относились не к христианству, а к иудаизму – это была ежегодная маца на Песах и сладости на Хануку. Так что об отказе от традиционной для русских религии в моем случае говорить сложно.

Я ходил в православную церковь, бывал и на собраниях протестантов. Однако, почти случайно попав в единственную тогда католическую церковь на Ковенском переулке, понял, что именно здесь то, что я ищу. Так я стал католиком.

Что касается моего прихода в Католическую Церковь, то он был всецело самостоятельным. Путь к вере и осознанию того, что Бог есть, был постепенным. Сразу после окончания школы на сэкономленные на завтраках деньги я приобрел в лавре Новый Завет. Он сильно повернул мое мировосприятие. Я решил креститься. Однако не сделал этого сразу. Прошел почти год. Я ходил в православную церковь, бывал и на собраниях протестантов. Однако, почти случайно попав в единственную тогда католическую церковь на Ковенском переулке, понял, что именно здесь то, что я ищу. Так я стал католиком.

- Насколько органична католическая вера для русского человека?

- В Польше в День поминовения мы с приятелями отправились на приходское кладбище. Тут-то я и узнал, что здесь на кладбище не принято (если не сказать - строго запрещено) пить, есть, курить, оставлять на могиле продукты. В России обычно все с точностью до наоборот. Вообще-то меня забавляет, когда национальность связывают с вероисповеданием.

Если говорить о христианстве, то Церковь, по большому-то счету, одна - Христова. Все остальное – это поместные церкви, каждая из которых носит «национальный колорит». Православие в Африке, Греции, да и в Румынии отличается от русского. Не в вероучении, а в его внешних проявлениях, традиции. Но это скорее из области культурологи, нежели из области разговора о вере. То же касается и католичества. По большому счету, пресловутая «безошибочность Папы», «филиокве» и «непорочное зачатье Девы Марии», отличающие католиков от православных, – такие мелочи, в которых средний православный и католик не очень-то разбираются, если разбираются вообще. А все остальное – национальные языки в богослужении, «наушная» исповедь, орган, лавки в церкви, то есть то, с чем  не знакомо русское православие, мы без труда найдем в православных церквях других стран. Более того, многих иностранных православных поразит общая исповедь и отсутствие лавок в русских храмах.

По большому счету, пресловутая «безошибочность Папы», «филиокве» и «непорочное зачатье Девы Марии», отличающие католиков от православных, – такие мелочи, в которых средний православный и католик не очень-то разбираются, если разбираются вообще.

Может, правильнее поставить вопрос о том, что органична ли «западная» культура для человека, воспитанного в русской традиции? Пожалуй, не совсем. Если послушать большинство наших соотечественников, побывавших «на Западе», то можно услышать огромное количество историй про «странных» немцев, испанцев, американцев. Кто-то, рассказывая об этих отличиях, собирает стадионы.  Но это не имеет особого отношения к вере. Скажем, поляк-католик так же будет удивлен многим проявлениям, даже религиозным, в жизни итальянца-католика или католика-чилийца. Например, в Польше в католических церквях свечей не ставят, а вот в Испании охотно. Правда, испанские свечи гораздо толще и больше тех, что мы ставим в православных церквях России.

Впрочем, возвращаясь к вопросу, в России всегда хватало не только славянофилов, но и западников. Не стоит забывать про филокатолические симпатии Чаадаева, Василия Розанова, Владимира Соловьёва. Католиками были и декабрист Михаил Лунин,  и писатель Венедикт Ерофеев, и поэт Вячеслав Иванов, и художник Орест Кипренский, и многие, многие другие люди, связанные с Россией и ее культурой.  Не говоря уже о тех «не русских», составивших славу нашего города и страны, чьи имена, пожалуй, не стоит перечислять.

- Что в обрядовой части вас привлекает в католицизме?

- Знаете, я сильно врос в католическую традицию, что говорить о том, что привлекает, а что нет - уже тяжело. Тем более что я знаю, как мне кажется, весьма неплохо, православные обряды. Да, наверное, удобнее сидеть в церкви, чем стоять в течение нескольких часов, слушать Евангелие на родном языке, не превращать Пост в диетические процедуры. Но, когда я прихожу в православную церковь, я не чувствую себя в ней чужим. Хотя привычнее молиться в «своих» храмах. Однако опять же здесь многое носит «поместный» характер. Идет взаимопроникновение обрядов. Мало кто задумывается, что православные великопостные пассии, молитва разгрешения на исповеди пришли в русское православие из католичества. В свою очередь к нам в церковь бабушки приходят освящать яблоки не только в Успение (как это принято, скажем в Польше), но и на Преображение (как это делают на Руси), да и «Пальмовое воскресенье» у российских католиков называется «Вербным».

Когда я прихожу в православную церковь, я не чувствую себя в ней чужим. Хотя привычнее молиться в «своих» храмах. Однако опять же здесь многое носит «поместный» характер. Идет взаимопроникновение обрядов.

- Какое будущее вы видите для католической церкви в России?

- Думаю, что Католическая Церковь будет всегда маленькой маргинальной группкой, в численном масштабе, сравнимая с каким-нибудь тувимским язычеством. Нас будет всегда меньше, чем баптистов или иеговистов. Разумеется, в десятки раз меньше, чем православных. И это не связано с истинностью той или иной религии. Скажем, в Польше семь православных епархий и восемь епископов, а православных всего пара процентов. Та же ситуация будет и в России. Просто русский по традиции будет православным, а поляк католиком. Подозреваю, что Католическая Церковь в России будет напоминать первых христиан в Римской империи. Небольшие, но активные общины в крупных городах. 

- Произойдет ли, на ваш взгляд, окончательное примирение и объединение православной и католической церквей?

- Боюсь, что окончательно помиримся лишь на том свете. Вернее, после Второго Пришествия. Даже если уже сейчас будут разрушены многочисленные мифы и схлынут искусственно нагнетенные эмоции. Мне даже как-то не по себе становится, когда официальные представители Русской Православной Церкви, используя лучшие традиции черного пиара, распространяют заведомую ложь или полуправду о католиках. Когда предлагают «стучать» на них. Но, надеюсь, это пройдет. Может, и при моей жизни. Тем более, что взаимоотношения католиков с решительным большинством Православных Церквей не в пример лучше. С Константинопольским Патриархом, считающимся первым среди всех православных патриархов, Папа Римский встречался и молился неоднократно.

Мне даже как-то не по себе становится, когда официальные представители Русской Православной Церкви, используя лучшие традиции черного пиара, распространяют заведомую ложь или полуправду о католиках.

- Как относится Ваше окружение, друзья, родители, жена, к тому, что Вы католик?

- Нормально. Моя жена католичка. Это же касается и большей части моего окружения. Впрочем, среди моих знакомых много воцерковленных православных (в т.ч. священников) и протестантов. Мне кажется, что по-настоящему верующие люди не могут плохо относиться к другим верующим. Лично я лишь раз встречался с отрицательным отношением ко мне лично, когда стало известно, что я католик. И то, это был явно неверующий человек. Хотя я держал в своих руках антикатолические листовки, да и многократные высказывания различных церковных иерархов в адрес католиков и слышал, и читал. Ну, а людям, далеким от Церкви, мое католичество даже импонирует. Я, типа, кажусь им модным. 

Справка «МР»

Сегодня в Петербурге и Ленинградской области имеется  пять храмов. Регулярные богослужения проводятся в трех - в соборе Успения Божией Матери  (1-я Красноармейская, 11), св. Екатерины (Невский проспект, 32) и Лурдской Девы Марии (Ковенский переулок, 7), Святого Станислава (ул. Печатников, 22). Сердца Иисуса (ул. Бабушкина, 57). Кафедральным является собор Успения Божией Матери. Настоятель храма - отец Стефан Катинель. В Петербурге есть католическая духовная семинария «Мария Царица Апостолов». Всего на берегах Невы насчитывается 5-7 тысяч католиков.

Памятные даты для собора святой Екатерины

14 сентября 1739 года. Императрица Анна Иоанновна подписывает указ о выделении на Невской перспективе участка для постройки католической церкви.

2 февраля 1769 года. Императрица Екатерина II вручает церкви св. Екатерины диплом, в котором говорится, что его прихожане получают совершение католических богослужений; что все постройки, как возводимые, так и те, что могут быть построены на территории, выделенной указом императрицы Анны Иоанновны, будут вечно принадлежать прихожанам. Выданный императрицей диплом торжественно хранился в храме  до его закрытия в сентябре 1938 года.

7 октября 1783 года. Посланник Папы Пия VI архиепископ Халкидонский Джованни Андреа Аркетти торжественно освящает храм.

18 октября 1800 года. Император Павел I передает управление храмом иезуитам.

1820 год. У иезуитов отбирается храм св. Екатерины. Члены «Общества Иисуса» выдворяются из России.

Март 1923 года. Арестованы глава римско-католической церкви в России архиепископ Ян Цепляк, настоятель собора св. Екатерины Констанций Будкевич и еще 13 священников. 14 марта в Москве начинается «процесс ксендзов». Цепляк и Буткевич приговорены к сметной казни, остальные священники - к тюремным срокам от трех до десяти лет. Протесты английского и польского правительств вынудили советское правительство заменить в отношении Цепляка расстрел десятью годами тюремного заключения.

31 марта 1923 года. Приор собора Констанций Буткевич расстрелян в подвале ВЧК на Лубянке.

7 сентября 1938 года. По постановлению Верховного Совета РСФСР храм был закрыт и разорен. Одна из прихожанок, 19-летняя Софья Стыпулковская, спасла большой алтарный крест.

1992 год. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич повторно освятил храм св. Екатерины.

Конец мая 1992 года. Храм св. Екатерины посетил тогдашний польский президент Лех Валенса.

Предание

Во всем «виноват» де Голль!

По одной из версий,  католический храм Лурдской Божией Матери в Санкт-Петербурге обязан своим существованием именно набожности президента Франции, генерала  Шарля де Голля. В 1966-м генерала де Голля советское руководство пригласило в Советский Союз. Когда все детали встреч с советскими руководителями и маршрут поездки были уже утверждены (в числе прочего президент намеревался посетить Ленинград), де Голль вдруг заявил, что желает побывать в Ленинграде на католической мессе. Дабы предотвратить скандал, советские власти отдали распоряжение: немедленно отремонтировать церковь в Ковенском переулке, построенную в 1903-1909 годах (архитекторы Л.Н. Бенуа
и М.М. Перетяткович). Храм был восстановлен за две недели. Рассказывают, что последний рабочий покинул его помещение за день до приезда де Голля. Визит французского президента прошел успешно. Почему отремонтировали именно храм на Ковенском? Одни говорят, что его легче было отреставрировать, чем храм св. Екатерины; другие - что все дело в его названии (до закрытия он назывался храмом Французской Божией Матери).

История

Латинский Петербург

Поборники латинской церкви всегда были довольно активной религиозной общиной Петербурга.  Герцог де Лириа, полномочный посланник Испании в России в 20-е годы XVIII столетия, извещал посла Испании в Австрии Хосе де Вьяне-и-Эгилоса: «Должен отметить, что католики-иностранцы, который находятся в России, ни в коей мере не испытывают затруднений из-за исповедуемой ими религии. Наоборот, им позволено жить в условиях максимальной свободы, дела нашей Церкви  идут хорошо, и ее интересы должным образом защищаются». В католичество переходили представители русской знати, например, княгиня Ирина Долгорукая - жена русского посла в Голландии. Воспитателем ее детей был представитель Папы Римского в России французский священник Жюбе де ля Кур. Отец Жюбе в Петербурге во всю занимался миссионерской деятельностью, его выдворили из России после воцарения на русском престоле герцогини Курляндии Анны, когда  в России усилилось немецкое протестантское влияние.

Членам «Общества Иисуса» разрешили поселиться в только Москве, но затем их выгнали из страны. При Павле I Папа Римский официально восстановил деятельность  иезуитов в России. «Своими проповедями они привлекали огромное число знатных лиц, и многие придворные дамы тайно от своих семейств перешли в иезуитство», - воспоминала графиня Шуазель-Гуффье. Швейцарский протестантский пастор Этьен Дюмон с завистью отмечал, что Генеральный настоятель ордена Габриэль Грубер «свободно входил к Павлу I, сумел доставить большой кредит доверия своему ордену... У иезуитов имеется бесплатная школа в Петербурге, где они преподают, между прочим, латинский язык». В 1820-м Александр I вновь выслал иезуитов  из России за миссионерство среди православных. «Иезуиты были изгнаны императором Александром, уступившем нетерпимости русского духовенства... Иезуиты покинули свои дома, бросили свои богатства, цветущие учреждения без малейшего ропота, считая постигший их указ как бы исходящим свыше и преклоняясь перед божественной десницей», - записала графиня Шуазель-Гуффье.  

В католическом костеле святой Екатерины захоронены два известных политических деятеля - скончавшийся в Петербурге последний польский король Станислав II Понятовский (1732-1798) и французский генерал Жан Виктор Моро (1761-1813). Изуродованное тело Моро, павшего в  битве при Дрездене, было доставлено в Петербург по приказанию Александра I. В 1938-м по предложению советского правительства прах  Станислава Августа II был перезахоронен поляками на территории его бывшего поместья в Брестской области.

share
print