Истории

Стать волонтером: как помочь себе и другим

3 декабря – Международный день инвалидов. Каково их положение сегодня, почему волонтеров не пускают в российские интернаты, - об этом в материале МР.

Они помогают нам, а мы им...

- Вот, так, идем аккуратно, - вчерашняя студентка Ева из Германии учит ходить одного из воспитанников дома-интерната №4 города в Павловске. 4 корпус – один из самых сложных. Здесь живут дети с самыми тяжелыми отклонениями в физическом и умственном развитии. Уже несколько лет здесь работают волонтеры организации «Перспективы» из России и разных стран мира, в основном молодежь, бывшие студенты, выпускники вузов, которые решили посвятить год своей жизни, чтобы помочь детям с инвалидностью вновь поверить в себя и в окружающий мир. Ева только что закончила университет в Германии, приехала по волонтерской программе. Лучистые глаза, копна заплетенных в дреды волос, издалека Ева похожа на красивую и добрую инопланетянку, которая помогает особенным детям жить. Работа не всегда простая – надо поднимать тяжелые коляски, носить некоторых воспитанников на руках, кормить детей с ложки, убирать за ними. Но Ева искренне радуется тому, что проводит это время здесь, в России вместе с детьми, которых общество давно уже вынесло за черту.

фото: МР

- Они меня многому учат, учат по-новому смотреть на мир, удивляться, радоваться простым вещам. Я очень рада, что приехала сюда. Волонтерских программ в Германии много, и пока я не определилась, чем хочу заниматься в жизни, решила попробовать помочь таким детям.

В обществе инвалидность приравнена к болезни. Мы говорим, что быть инвалидом не значит быть больным. Для детей это состояние. Благодаря контактам и тому, что они чувствуют себя нужными в этом мире, они живут и развиваются, чувствуют себя спокойнее и надежнее.

Дом-интернат №4 стоит в зоне отчуждения. Поблизости ни остановок общественного транспорта, ни каких-либо магазинов и торговых центров. Раньше он, как и большинство интернатов в России, был закрыт для общественности, пускать волонтеров категорически отказывались. Дети с инвалидностью могли целый день провести в постели, перенаселенность таких детских домов не оставляла для них выбора, о полноценном общении и новых друзьях не могло быть и речи. Все изменилось после 2011 года, со сменой руководства павловский интернат № 4 стал сотрудничать с благотворительной общественной организацией «Перспективы». Она пока единственная в Петербурге развивает европейскую программу «Добровольный социальный год», когда молодежь из Германии, Польши и других европейских стран, на год становится волонтерами в больницах и интернатах, трудясь по 35 часов в неделю. В павловском интернате сейчас трудятся 11 волонтеров. Кроме того, более 50 волонтеров выходного дня, которые в свое свободное время по выходным приходят к детям или взрослым подопечным из интернатов.

По государственной программе волонтерам оплачивают небольшую компенсацию, иностранцам вдобавок предоставляют общежитие. Это общение делает с казалось бы обреченными детьми невозможное – многие начинают самостоятельно ходить, улыбаться, простое человеческое общение порой дает этим особенным подросткам больше, чем самые сложные медицинские процедуры.

фото: МР

– Конечно, позитивные изменения заметны: даже самые сложные категории деток, которых принято считать бесперспективными, поправляются по весу и росту, дети, которые никогда не могли встать, начинают ходить, - рассказала МР директор программы «Дети вне семьи» организации «Перспективы» Наталья Князева. - Еще 2 года назад у нас на отделении ходили 2 человека, сейчас - уже 20. В обществе инвалидность приравнена к болезни. Мы говорим, что быть инвалидом не значит быть больным. Для детей это состояние. Благодаря контактам и тому, что они чувствуют себя нужными в этом мире, они живут и развиваются, чувствуют себя спокойнее и надежнее.

Волонтеров не пускают в интернаты

К сожалению, с адаптацией таких детей в семью пока сложно. В детдоме №4 города Павловска есть подобные случаи, но это скорее исключения. Иногда инвалидов принимают в семью волонтеры. Бывает, что забирают родные родители.

- Волонтеры нам нужны всегда. Это уникальный опыт в жизни и возможность, которая потом многие вещи в жизни определяет и помогает определяться с ценностями. Всем советую его получить. Это учит самостоятельности, ответственности, переоценке ценностей. Учит быть мудрее и добрее. Для меня этот опыт был очень важным в жизни. Это работа, в которой ты чувствуешь себя нужным, - рассказывает Наталья Князева.

фото: МР

Лишь несколько интернатов сегодня готовы открыть двери для волонтеров, и это большая проблема. Пройдет несколько лет и эти дети попадут во взрослые интернаты, где они чаще всего оказываются с пожилыми и брошенными инвалидами, и даже тюремными заключенными. Общаться и заниматься с людьми в таких учреждениях мешает система. Тогда все приобретенные навыки могут быть утрачены навсегда.

Большинство интернатов не пускают волонтеров, не разрешают заниматься с инвалидами. Штат сотрудников там катастрофически мал, а воспитанников вдвое, а иногда и втрое больше, чем нужно. Эта система из советского прошлого - скрыть таких людей от глаз. В этих закрытых интернатах боятся общественного контроля, нормативы нарушают, и система не хочет обнародовать эти нарушения

- Месяц без волонтера в психоневрологическом интернате, и все возвращается, - рассказывает директор по работе с государством организации «Перспективы» Светлана Мамонова – Самое жуткое, что выпускников детских домов- интернатов лишали общения с волонтерами, теми, с кем они общались 14 лет. В Санкт-Петербурге всего 8 взрослых психоневрологических интернатов, почти все они перенаселены и закрыты от глаз общества.

Мы обращались к омбудсмену Петербурга Александру Шишлову по этому поводу, надеюсь, нас услышат. Хотя есть и довольно дружелюбные и открытые учреждения. Например, в Психоневрологическом интернате номер 3 уже много лет мы реализуем несколько проектов , там у нас открыты 8 мастерских, наши волонтеры и педагоги ведут деятельность на 2 отделениях этого интерната. Другие общественные организации вполне тоже успешно выстраивают взаимодействие с интернатами, в частности есть совместные проекты с НКО у интерната №1

фото: МР

По данным общественников, государство тратит около 60 тысяч рублей в месяц на содержание одного инвалида. При этом семьям, которые хотят вернуть такого инвалида в семью, выплачивают всего около 15 тысяч, включая льготное пособие. Получается, что многим интернатам выгоднее как можно дольше держать таких пациентов в закрытых стенах, чем устроить в семью, где у инвалидов гораздо больше шансов адаптироваться к нормальной жизни.

Для справки

Сегодня в мире насчитывается около миллиарда людей с инвалидностью. Из них особую группу составляют люди с умственными нарушениями. Только в России их 3 000 000 человек, каждый десятый вынужден жить в психоневрологических интернатах. По данным Минобрнауки, в России ведется разработка федеральных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этой работой занимается РГПУ им. А.И. Герцена. Более того, 124 образовательные организации из 24 регионов уже приступили к их апробации. Создан специальный информационный ресурс – fgos-ovz.herzen.spb.ru, на котором со стандартами можно ознакомиться более подробно.

Записаться в волонтеры фонда «Перспективы» можно по телефону 970 72 40. «Перспективы» предлагают возможность и воскресного волонтерства – тем, кто учится или работает в будни, можно посещать ребят с тяжелой инвалидностью в выходные. Узнать подробности можно на сайте фонда 

share
print