Партнерский материал

Газ в моторе

Что лучше: природный газ или пропан?

Статистика продаж транспорта на природном газе за 2012-2013 гг. показывает увеличение спроса в два раза. Российские автопроизводители с каждым годом расширяют ассортимент техники на «голубом топливе». В тоже время, другое газомоторное топливо – пропан-бутан продолжает ассоциироваться исключительно с кустарно переоборудованными газелями. В чем же разница между этими двумя видами газового автомобильного топлива? И чем объясняется столь высокая популярность именно природного газа на транспорте? 

 

Каждый автовладелец, имевший опыт содержания машины на газу, знает, что пропан-бутан – это жидкий газ, получаемый путем нефтепереработки. Процентное соотношение пропана и бутана в смеси регулируется госу­дарством и зависит от климатических условий. Например, в зимний период по ГОСТу количество пропана должно быть не менее 70-80% , тогда как летом - всего 40%.  Риск заправить автомобиль некачественным газом есть всегда. И многие автовладельцы знают об этом не понаслышке. Немалую роль играет тот факт, что на газозаправочные станции пропан-бутан доставляют автоцистернами, сливая в емкости для хранения. Насколько качественная смесь в итоге доедет до АГЗС, как правило, остается загадкой.

 

Природный газ – это чистое топливо, на 98% состоящее из простейшего углеводорода - метана. На заправочную станцию газ поступает по газопроводу. Здесь топливо проходит очистку, осушку, сжатие (компримирование), после чего подается на заправочную колонку. По сути, это топливо, которое попадает в бак автомобиля прямо с месторождения. В него невозможно что-либо добавить и изменить состав.

 

Пропан-бутановые заправочные комплексы всегда размещаются на безопасном расстоянии от жилого массива. Связано это с тем, что данная газовая смесь тяжелее воздуха, при утечке она быстро скапливается. Взрывоопасная концентрация пропана-бутана достигается быстро: достаточно содержания в воздухе от 1,5% до 10% этой смеси газов.  

По безопасности использования природный газ на порядок превосходит пропан-бутан. Он официально имеет наивысший класс безопасности среди горючих веществ. Природный газ в два раза легче воздуха и при утечке быстро растворяется в атмосфере. Во многих странах автозаправки компримированным газом строятся прямо внутри жилых кварталов, потому что это безопасно.

 

Пропан-бутан и природный газ отличаются друг от друга не только физическими и химическими свойствами, но и ценой. Стоимость пропан-бутана, как продукта нефтепереработки, привязана к цене «черного золота» на мировых рынках. А ситуация там известна: наблюдается стабильное удорожание. Стоимость природного газа не зависит от конъюнктуры нефтяных рынков. Сегодня его средняя розничная цена за 1 кубометр  составляет всего 9-15 рублей. Топливные расходы в структуре затрат любого предприятия стоят на первом месте. Компримированный природный газ способен сократить их в 2-3 раза.

 

Правительство России в мае прошлого года издало Распоряжение о переводе на природный газ к 2020 году половины общественного транспорта в городах-миллионниках. В городах с населением до 500 тысяч человек на газомоторное топливо будет переведена треть общественного и коммунального транспорта. Для выполнения этого плана сегодня по всей стране создается развитая сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) – станций для заправки автомобилей природным газом. Эту масштабную задачу взял на себя «Газпром», как крупнейшая энергетическая компания страны. Согласно планам, до 2020 года АГНКС появятся во всех регионах России.Очевидно, что с развитием заправочной сети переход на использование природного газа станет массовым.

share
print