Истории

Общественный транспорт как офис и «место уединения»

Житель мегаполиса проводит в общественном транспорте в среднем 7-12 часов в неделю. Как потратить это время с пользой?

Этим летом приглашенный исследователь Российской академии народного хозяйства и госслужбы и Европейского университета в Петербурге Андрей Возьянов предложил жителям двух столиц вести «дневники самонаблюдения» на общественном транспорте: фиксировать свои занятия, будь то чтение или разглядывание других пассажиров, и чувства через специальное мобильное приложение. Половина первоначальных участников, 13 человек, терпеливо довели неделю самонаблюдения до конца.

Корреспондент «МР» принял участие в исследовании и выяснил, что часы, проведенные в метро, он тратит на созерцание, хотя мог бы выучить иностранный язык, как другие участники.

Буфер между домом и работой

В 2001 году Лотлориэн Рэдмонд и Патрисия Мохтарян из Калифорнийского университета в Дэвисе исследовали соотношение межу «актуальным» и «идеальным» временем, которое рабочие тратят на поездку от дома до работы. В среднем жители Сан-Франциско хотели бы тратить на поездку 16 минут, лишь около 2% опрошенных – меньше четырех минут. Всего 1,2% вообще не хотели тратить время на транспорт. Самое интересное: 7% хотели бы добираться на работу дольше, чем у них выходит. Получается, поездка от дома до работы – не такая уж вынужденная необходимость, и появись сейчас телепорты, они пользовались бы меньшей популярностью, чем метро и автомобили.

Чем привлекателен транспорт, раз люди за него так держатся? С развитием портативных устройств – от плееров с наушниками до планшетных компьютеров – транспортное время стало более «оборудованным»: в вагоне метро или салоне автобуса мы боремся не со стрессом (это в основном бремя автомобилистов в пробках), а со скукой.

Транспорт: офис и кабинет психолога

Москвичи и петербуржцы далеко не всегда переживают из-за того, что им приходится ждать общественный транспорт. Стресс на остановке или платформе возникает при нарушениях расписания, авариях, давке. Однако в штатных ситуациях люди с пользой используют предоставленное им время. Еще недавно главным способом скоротать время была книга – ее можно было использовать вкупе с блокнотом и делать несложную интеллектуальную работу в транспорте.

Участник исследования: «Если я попадаю в пробку, я начинаю сразу нервничать и становится сразу не до фильма. Ты думаешь, нужно ли выходить пересаживаться на маршрутку или не нужно, и тут уже всё удовольствие от просмотра фильма исчезает. Перестаешь его смотреть, сидишь, нервничаешь».

Постепенно такая работа перешла в электронный вид, люди начали выполнять ее за стационарными компьютерами, а их в дорогу не потащишь... Многие почти перестали работать в транспорте, и основным портативным устройством стали музыкальные плееры. Наконец, с появлением планшетных компьютеров возможность работать в дороге снова вернулась.

Впрочем, некоторые исследователи считают эту возможность переоцененной. В 2003 году Эбигейл Селлен и Ричард Харпер из Кембриджского университета опубликовали книгу «Миф о безбумажном офисе»: по их подсчетам, более 75% времени, отведенного на чтение, – люди параллельно что-то пишут. При этом предпочитают делать заметки на бумаге, нежели на электронных девайсах. Получается, для продуктивного труда в автобусе или электричке нужен «аналоговый» носитель.

11 лет спустя выхода этой книги участники исследования Андрея Возьянова умудрялись писать посты в социальные сети, отвечать на почту, готовиться к экзаменам и даже учить иностранные языки прямо в транспорте.

Участник исследования: «Я прочитала Энгельса "О происхождении семьи, частной собственности и государства" с маленького экрана "Нокии-51" в электричке».

«Если читаешь классику и нужно две-три страницы до конца главы дочитать, то можно из метро не выходить – мы садимся на лавочку и дочитываем».

«В Москве, в отличие от Петербурга – только начнешь читать, а эскалатор уже кончился».

– Большинство участников не испытывают на себе диктата продуктивности, используя портативные устройства в транспорте – отмечает исследователь. – Люди не всегда пользуются возможностью поработать в транспорте, но хотели бы сохранять ее в любое время, в любом месте. Некоторые возвращаются домой ради забытого планшета. Но не факт, что они включат его тут же, спустившись в метро. Многие сознательно отводят времени в пути досуговую функцию – играют, смотрят фильмы.

Исследователь выделил характеристики времени, которое люди используют в транспорте с условной пользой. В первую очередь, поездка должна быть продолжительной: пересадки и короткие перемещения с меньшей вероятностью заставят нас включить планшет. Кроме того, маршрут должен периодически повторяться. При первом визите в неизвестную часть города люди предпочитают держать ухо в остро и не погружаться в чтение.

Люди в общественном транспорте не просто редко испытывают стресс – они психологически отдыхают от знакомых людей. Для некоторых это единственная возможность уединиться.

Участник исследования: «Мне важно в это время в транспорте побыть одной, потому что я живу с мамой, и она требует общения».

«В транспорте идеально удобно планировать. У тебя есть свободное время, и ты не чувствуешь себя виноватым. Ты можешь не бежать, а спокойно обдумать – надо тебе это или не надо».

Еще одна «терапевтическая» функция транспорта – это общение. Даже если люди не разговаривают, а просто разглядывают друг друга, между ними происходит обмен информацией.

Резюме

– Социальная жизнь пассажира цифровой эпохи претерпевает изменения более тонкие, чем в анекдотах типа «На свадьбе было тихо: в кафе был бесплатный вай-фай», – подводит итог Андрей Возьянов. – Появляются новые вопросы этикета. Одно ли и то же – разглядывать людей, заглядывать в чужие дисплеи и угадывать музыку в наушниках соседей? Многие стесняются заглядывать к другим, но почти никто не против, чтобы заглядывали к ним. Более того, книгу или газету даже поворачивают так, чтобы их было видно рядом стоящему. При этом подглядеть в газету – не то же самое, что заглянуть в планшет; газета пишет для всех, её не выбирают, как более личные книгу или фильм.

По предварительным результатам исследования, в среднем горожанин проводит в транспорте от 7 до 12 часов в неделю.

share
print