Истории

Александринский театральный фестиваль откроется 19 сентября премьерой Валерия Фокина

Валерий Фокин рассказал о программе Восьмого Александринского фестиваля и о премьере своего спектакля «Воспоминания будущего».

На Восьмом Александринском фестивале сыграют свои спектакли венгерский Национальный театр, Театр Народовы (Польша), французский Вивариум Студио, МХТ им. А.П.Чехова и британский «Глобус». Александринский театр будет представлен двумя постановками: «Воспоминания будущего» (по пьесе Лермонтова «Маскарад», режиссер — Валерий Фокин) и «Теллурия» (по роману Сорокина, режиссер — Марат Гацалов).

19 сентября — 26 октября
Александринский театр: основная и новая сцены
150 рублей — 5000 рублей

Спектакль «Сон в летнюю ночь», театр «Глобус». Фото: John Haynes.

Валерий Фокин — о том, куда ведут культурные коридоры и как возрожденный спектакль оказывается злободневным.

ВРЕМЯ. С одной стороны — Лермонтов, с другой — Сорокин. Мы играем «Маскарад» и пытаемся заглянуть в прошлое, и «Теллурию» — совершенно сегодняшнюю фантазию о том, что есть и что будет (хотя не хотелось бы, чтобы так было). Такое сочетание говорит о наших сегодняшних театральных желаниях.

ПУТЬ. Я очень рад, что к нам приезжает Национальный театр Венгрии, который сегодня возглавляет один из интереснейших европейских режиссеров Аттила Виднянский. Это тоже старинный театр, который ищет живое сегодняшнее место. Нас всегда это интересует. Надеюсь, что приедут и театр Народовы, и «Глобус». Какими бы сложными ни были отношения, мое глубокое убеждение, что культурный коридор должен сохраняться. По этому коридору потом, надеюсь, если это безумие не дойдет до конца, мы сможем пройти туда, куда надо.

ИГРА. «Воспоминания будущего» — это не просто постановка пьесы Лермонтова, а, скорее, некое театральное размышление, экспедиция, попытка реконструкции спектакля Мейерхольда. Я сам не ожидал, насколько это оказалось увлекательным и одновременно очень трудным. Оказалось, что в элементах декорации и в мизансценах, которые мы на 90% воспроизводим по партитуре Мейерхольда, играть так, как сегодня, невозможно. Надо играть так, как играли тогда, а это совершенно другая школа, способ существования, которым мы давно не пользуемся. Тот способ, который активно выбивали из артистов — и я в этом принимал участие. Меня актеры теперь спрашивают: «Мы что, теперь всегда будем так играть?» Так не надо, конечно, сегодня. Но многое можно взять на вооружение.

ТОГДА. Спектакль Мейерхольда по «Маскараду» считался и считается завершением целой эпохи. В дни премьеры — 25, 26 февраля 1917 года — на улицах шла революция, война. Здесь, в зрительском фойе, 26 февраля перед спектаклем был убит студент.
А в зале сидели дамы в бриллиантах и с обнаженными плечами, почтенные господа. Когда на сцене началась панихида — отпевание Нины, - было полное ощущение, что отпевают этих людей — зрителей. Это не было срежиссировано Мейерхольдом, он ставил эстетические задачи, но своей гениальной интуицией он смог воссоздать взрыв.

СЕЙЧАС. Хочется через разного рода переходы дать ощущение того, что мы и сегодня находимся не в беспечном состоянии. Вот эта тревога, которая была и тогда, 100 лет назад, страхи, волнения, война, которая началась из-за пустяка и во что превратилась, сколько заплатила Россия... Сегодняшнее состояние, что уж говорить, тоже военное. Мы все живем в страхе. И, конечно, надо чтобы в спектакле это каким-то образом прозвучало. Иначе мы делаем благотворительный проект для музея театральных искусств.
 

share
print