Истории

Трамвай есть, хода нет

На Октябрьском электровагоноремонтном заводе представили новый на 100% низкопольный трамвай, созданный на базе предприятия специально для Петербурга. Производитель – ОАО «ТрамРус» (совместное предприятие российского «Трансмашхолдинга» и французского ALSTOMTransportS.A.).

Не душно и не холодно

Трамвай как с европейской картинки – раздвижные двери, огромные окна, выдвигающийся пандус, обтекаемая «голова». Конструкторы долго расписывали достоинства трамвая, и главная из них – новая «тележка», разработанная именно для условий Петербурга и Москвы (выдержит температуру воздуха от – 40 до + 40 градусов, да еще и влажность, морось, обледенение, перепады напряжения). А также 100% низкий пол, низкий уровень шума, скорость до 75 км в час, экологичность и экономичность. В вагонах установлены современные системы кондиционирования и обогрева, а также у него продолжительный срок службы – 30 лет, тогда как сегодняшние трамваи рассчитаны на 16. Также трамвай может двигаться без разворотных кругов и по любым рельсам.

Журналисты раскритиковали слишком «нежные», тонкие раздвижные двери: «Одна фанатская группа после зенитовского матча проедется – и дверей нет!» И еще стекла тут же покрылись заметными отпечатками пальцев – кто же и как будет постоянно мыть эту красоту, осталось неясным.

фото: Сергей Ермохин

Сейчас построено четыре таких трамвая, один уже бегает по Москве. Вообще, сказать точно, появятся ли подобные новинки на наших трамвайных линиях и когда, чиновники затруднялись. Даже несмотря на то, что техзадание готовили петербургские инженеры, производство и рабочие места открыты на базе петербургского вагоноремонтного завода, производитель, по закону, должен пройти конкурс.

фото: Сергей Ермохин

В начале года уже состоялся тендер на поставку четырех трехсекционных трамваев, и его выиграл львовский завод «Электрон». Вагоны должны поступить к 1 сентября, но из-за событий на Украине их уже почти не ждут. А следующий конкурс будет только в следующем году... Поэтому в такой ситуации представленный образец, по словам председателя Комитета по транспорту Александра Воробьева, просто «возьмут» для обкатки на улицах города без пассажиров. Затем пустят на пассажирский маршрут, но тоже в рамках опыта.

Чтобы летать, надо рельсы менять

На презентации побывал и врио губернатора города Георгий Полтавченко. Он рассказал журналистам, что в ближайшие десять лет город обновит трамвайный парк, который сегодня изношен на 60% (всего в городе 769 вагонов). Увы, сделать это быстрее не получается из-за высокой стоимости трамваев. Представленная модель обойдется городу по 80 миллионов за состав.

На городскую программу обновления трамвайного парка до 2020 года выделят 2,1 миллиарда рублей (по 300-500 миллионов рублей в год, это значит, что покупать можно по 3-6 таких машин в год).

_ERM6325

Отдельная тема, которую как-то не затрагивали чиновники – новые рельсы. А между тем, по словам коммерческого директора Октябрьского электровагоноремонтного завода Евгения Поражинского, даже самый новый трамвай не будет показывать чудеса бесшумности и плавности хода на старых рельсах. Нужны пути на подрезиненных прокладках. «Я лично обкатывал несколько новых вагонов, которые мы сдавали городу. Едем по старым путям – гремит страшно, выезжаем на новые пути – как на самолете летим. Надо, чтобы город регулярно и в большом количестве модернизировал пути, и тогда шумность снизится в более чем на половину», – сказал он.

Дарья Тимофеева, пресс-секретарь ГУП «Горэлектротранс»:

Сегодня идеология нашего предприятия – комфорт пассажиров. Трамвай должен быть удобным, бесшумным, эстетичным. Также мы смотрим на трамвай как на некую культурную составляющую города. У нас есть музейный маршрут ретро-трамвая, он работает по выходным, вагончики отходят в 12:00 и в 14:00 от площади Тургенева.

(От ред. - Далее следует по маршруту : пл. Тургенева, Садовая ул, Суворовская пл, Троицкий мост, ул. Куйбышева, Сампсониевский мост, Финляндский пр, Боткинская ул, ул. Академика Лебедева, Литейный мост, Литейный пр, ул. Белинского, Инженерная ул., Садовая ул, пл. Тургенева. Стоимость проезда 100 рублей).

Мы проводим поэтические акции на маршрутах (стихи на окнах), у нас недавно ходил Поэтический трамвай на маршруте №40, выступали участники поэтического конкурса. И дальше планируем подобные акции.

У нас есть и примеры возрождения старых маршрутов – например, №3, по Садовой улице, он ровесник петербургского трамвая. Большой пассажиропоток сразу доказал целесообразность этого решения. Для центра города это хороший вид транспорта, потому что трамваю не надо нигде парковаться.

Насчет выделенных трамвайных линий – да, это удобно, но не всегда можно соблюсти баланс интересов. И вопрос зачастую просто в необходимости повышать культуру вождения автомобилистов. У водителей нет понимания, что трамваи и троллейбусы не могут резко затормозить и что внутри сидят десятки пассажиров, которые также торопятся, как и они.

Александр Воробьев, председатель Комитета по транспорту

С рельсами очень больная тема. Нам нужно сначала понять, что является причиной тех безобразий, когда переезжаешь через дорогу, где рельсы есть, а там все «убито» – это плохие рельсы или это плохая дорога? На площади Репина мы положили самые современные пути, тут и автоматические стрелки, и стрелки с подогревом, и сама конструкция лучшая. Слава богу, уже есть подрядчики, которые владеют этими технологиями. Но это дорогое удовольствие. У нас есть программа, где будет постепенная модернизация путей.

Из программы развития транспортной инфраструктуры города на 2015-2020 годы:

В Петербурге 42 трамвайных маршрута (для сравнения, автобусных – 314), парк – 769 вагонов, средний возраст – 17 лет. Вагоны со стопроцентно низким полом отсутствуют, на 75% парк укомплектован вагонами с высоким полом.

Существует адресный перечень строительства 22 участков трамвайных путей (сроки до 2015 года с перспективой до 2025-го). Более 400 километров кабелей электроснабжения трамваев и троллейбусов неисправны. На замену кабелей до 2020 года выделят 1 миллион 400 тысяч рублей ( для ремонта 44 км в год).

В ненормативном состоянии находятся 76,5 километров трамвайных путей, что составляет около 34% всей протяженности (479, 8 километра). В 2013 году отремонтировали семь объектов (потратив 1,1 миллиарда рублей) – 7,89 километра.

На реконструкцию трамвайных путей под ускоренный режим движения до 2020 года запланировано всего 583 тысячи 918 рублей.

share
print