Истории

Выставка «Сталь и кровь. Оружие Первой мировой войны»

14 мая в зале временных экспозиций Военно-исторического Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась новая выставка: «Сталь и кровь. Оружие Первой мировой войны 1914 – 1918».

Как и большинство подобных выставок – данная приурочена к круглой дате – столетию начала Первой мировой войны, которое, как известно, будут отмечать в нынешнем году 28 июля. Россия вступила в этот конфликт четырьмя днями позже – 1 августа – объявив войну Германской империи – ксерокопии соответствующего манифеста Николая Второго раздаются желающим при входе в выставочный зал. 

Дата круглая, а вот война для нас – по-прежнему малоизвестная. Все знают, что она была, но мало кто способен хотя бы вкратце изложить ее ход. Или даже историю участия в ней России. Организаторы выставки, впрочем, прекрасно это понимали и приняли соответствующие меры: помимо собственно экспонатов, в зале размещен плазменный экран, на котором в режиме нон-стоп прокручивается документальный фильм, в сжатом виде излагающий последовательность событий. Фильм этот, кстати говоря, использует большое число документальных фото- и киноматериалов. (Благо, среди многочисленных новаций, порожденных Первой мировой, было и это – особый жанр фронтовой кинодокументалистики.) В общем,  постоять какое-то время перед экраном, безусловно, стоит – при том даже, что фильм не свободен от пристрастности, то есть явным образом пытается убедить вас, что русские сражались больше всех, храбрее всех и лучше всех.

Это, все-таки, наверное, преувеличение, и сама экспозиция как бы намекает на подобный вывод. В самом деле, перед нами материальные свидетельства страшного равенства – равенства в крови и смерти: оружие, мундиры и снаряжение солдат России, Франции, Англии, США, Германии, Австрии, Сербии, Японии. Такие разные и одновременно одинаковые, передовой промышленный антураж смерти десяти миллионов человек, втиснутых в окопы и железные коробки машин – ездящих, плавающих и летающих.

Музей артиллерии – это, в первую очередь, музей оружия и те, кто интересуется этой стороной истории техники, несомненно, найдут на выставке немало интересного. В самом деле, здесь и полный набор тогдашних винтовок – систем Мосина, Бердана, Маузера, Спрингфилда, Арисаки и пр. И первый в мире автомат системы Федорова, рассчитанный, как ни странно, под японский патрон (Федоров как раз занимался закупками оружия в Японии). И разработанный уже на исходе войны первый пистолет-пулемет Хуго Шмайсера. Здесь и первое противотанковое ружье – закономерный ответ на появившиеся именно тогда танки. И бывшие уже в то время на вооружении ручные гранатометы. Есть и экзотика вроде австро-венгерского противопехотного капкана или ствольной насадки для перестреливания колючей проволоки. Разумеется, первые противогазы и газовый снаряд: отравляющие вещества применялись на той войне всеми сторонами более чем активно.

Экспонируются несколько образцов оружия мемориального – в данном случае, холодного. Это коллекция клинков, принадлежавших лично Николаю Второму (судя по всему, подарки императору от офицеров различных кавалерийских частей), а также вещь совсем уж неожиданная -испанская генеральская сабля образца 1908 года, подаренная королем Испании Альфонсом XIII императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу I. В каталогах музея этот инкрустированный и надписанный клинок значится как приобретенный у частного лица. Судя по всему, это прямое следствие оккупации Вены Красной Армией в 1945. Но то уже совсем другая война.

Однако выставку стоит порекомендовать не только энтузиастам исторической реконструкции и прочим любителям военной истории. Она может оказаться крайне полезной и людям, весьма далеким от таковых материй. Просто потому, что оружие и военное снаряжение – органичная часть материальной культуры своего времени, его технологий, эстетики и быта. А начало XX века – период невиданного ни потом, ни прежде расцвета русской культуры. Расцвета многопланового и взаимосвязанного, достойного внимательного изучения потомками тех русских людей. Иначе говоря, читая русскую литературу Серебряного века, полезно представлять себе, что такое пистолет Браунинга и что такое пистолет Маузер, почему солдаты Гражданской вооружены японскими карабинами и британскими пулеметами Льюиса, что вынужден был носить на себе тогдашний солдат в походе и почему в изображениях батальных пейзажей (также присутствующих в экспозиции)  Первой мировой преобладают зелено-серо-коричневые, ржаво-землистые тона. Взамен прежнего разноцветья мундиров, киверов и плюмажей.

share
print