Истории

Философ Антонио Негри: «Новый Ленин не сможет закрыть Уолл-стрит»

Каждое наше телодвижение сегодня обременено рентой – ее снимают хищные капиталисты с Уолл-стрит, а многие даже не замечают. Наказать буржуев невозможно, просто захватив почту, телеграф и телефон. Нужно нечто посерьезнее: альтернативная учредительная власть, подрыв авторитарных институтов, считает итальянский философ, бывший заключенный по обвинению в терроризме Антонио Негри.

Лекция философа Антонио Негри состоялась в пятницу, 27 марта, в Европейском универистете. Ниже приведен ее фрагмент.

Новое время (период в истории человечества между Средневековьем и Новейшим временем) закончилось. После падения Берлинской стены в 1990 году человечество вошло в новый исторический этап, который условно называется постмодерном. Я использую этот термин, но только для удобства, чтобы показать, что что-то наступило после Нового времени. И категорически не соглашаюсь с принятой формулировкой постмодерна – мы пока не можем знать, в какую эпоху вступили.

В этой новой эпохе происходят изменения как в юридическом, так и в полит-экономическом порядке нашей жизни. Общество полностью поглощено командной системой капиталистической корпорации, причем доминирует финансовый капитал. Происходит реорганизация труда на глобальном уровне. Прибыль теперь извлекается из нематериального труда на «общественной фабрике»: все общество подобно производству, и любые отношения в нем обложены рентой. В такой ситуации учредительной властью становятся деньги. Деньги – это форма, в которой конституируется мощь социальных отношений новой эпохи. А единственной формой труда становится труд в капиталистическом понимании, то есть любой труд – это товар.

Итак, капитал распространился на все общество, антагонизм капитала и рабочей силы – тоже. В процессе этого расширения и подчинения ослабело национальное государство. Ослабели блоки, которые раньше препятствовали безудержному расширению капитала – это определяющее явление новой эпохи условного постмодерна. Но где же тогда локализуется новая всесильная власть? Мы не в состоянии даже помыслить некое абсолютное политической власти, некий единый центр… Скорее, на уровне национальных государств происходит попытка посредничества между интернациональными силами, сталкивающимися в современном мире. Капитал создает множественные центры управления, подчинить которые вместе невозможно. Таким образом, само понятие власти становится в лучшем случае метафорическим.

Сегодня трудно представить себе нового Ленина или новую французскую революцию. Всегда где-то в уголке продолжит работать биржа Уолл-стрит, которая составляет огромный противовес любым преобразованиям.

Но где-то же происходят попытки преобразований. В Латинской Америке специфика учредительной власти заключается в том, что регулярные революции приводят к свержению общественных институтов и к их модификации. Разрушение авторитарного и антидемократического не происходит в одночасье... Это непрерывная работа по подрыву отживающих свое институтов. Другой пример – это новые общественные движения типа «Оккупай Уолл-стрит». Они растворяют автономию политического, модифицируют не политическую надстройку, а ключевые болевые точки американского общества – бедность, расизм, подчиненное положение женщин...

Все это приводит к тому, что уходит в прошлое фетишизм государства. В Новое время существовала своеобразная религия государства, Спиноза (Бенедикт, философ-рационалист XVII века – «МР») называл ее суеверием, но это суеверие на протяжении веков определяло жизнь.

Итак, ключевые особенности новой эпохи: темпоральность (время определяет социальные отношения), постепенный отход от фетишизма государства и развитие геополитики и, наконец, плюральность. Под последним я понимаю множественность общественных движений, которые организуют, учреждают альтернативную капиталу власть.

Антонио Негри (родился 1 августа 1933, Падуя, Италия) – итальянский политический деятель, профессор Падуанского университета, теоретик коммунизма. В 1969 году основал леворадикальную группу «Рабочая власть» (Potere Operaio). В 1979 году в возрасте 46 лет был арестован полицией по обвинению в терроризме.

В 1983 году, находясь в тюрьме в ожидании суда, Антонио Негри избрался в  итальянский парламент, однако был лишен статуса. В течение 14 лет скрывался от итальянского правосудия во Франции, где преподавал и занимался наукой. В 1997 году Негри добровольно вернулся в Италию и до 2003 года находился в римской тюрьме.
 

share
print