Истории

Нужны ли петербургским студентам кампусы

Санкт-Петербург всегда тепло относился к своим студентам, но с каждым годом их становится все больше. Это значит, что учащаяся молодежь — основной, так сказать, пробкообразующий материал. Почему на станцию «Василеостровская» трудно войти после 16 часов, ведь «рабочий» час пик еще не начался? И стоит ли Петербургу пойти по пути знаменитых университетов Англии и Америки, обустроив студенческие городки за городом?

…Политологию у нас в университете вел молодой преподаватель Евгений Держивицкий. Уже после выпуска я случайно узнала, что он прославился в вузе благодаря своим «умористическим» объявлениям, которые вынужден был писать, так как занимал должность замдекана и ведал поселениями в общежития. А проблемы возникали постоянно: в общежитиях на Васильевском острове, где, кстати, размещается большинство университетских факультетов, мест катастрофически не хватало. Зато они были в Петергофе. Петергофский университетский городок и задумывался издавна как кампус, а получилось так, что петербургские студенты (математики и физики) ездили в пригород, чтобы слушать лекции, а иногородние — селились в пригород и каждый день катались из петергофской общаги в центр города.

  • держи
  • держ

Таким образом, ленинградский опыт получился не очень удачным. То же можно сказать про опыты других городов на постсоветском пространстве. Только один сити-менеджер — в Томске - рискнул заикнуться, что городу нужен кампус. И лишился своего поста. В Томске сильные вузы, но все же город ориентирован на нефтяников, а не студентов.

Предпосылки для создания кампусов в Петербурге есть. Во-первых, объединение нескольких вузов: теперь у Финэка имеется чуть ли не десяток зданий, ранее принадлежавших Инжэкону, и то же можно сказать про ИТМО, про Морскую академию. Во-вторых, за городом строятся промышленно-жилые кластеры, в частности — скандально известный проект «Южный», и девелоперы утверждают, что обязательно облагородят его за счет притока студентов и молодых ученых. В-третьих, академия тыла и транспорта вот-вот должна передать свои здания СПбГУ, а значит, у нас появится настоящий университетский квартал площадью в несколько гектаров. Как его обустраивать и что останется в Петергофе — сейчас интересует не только студентов и преподавателей, но и всех, кто когда-то был связан с университетом.

Но так уж получилось, что более всего проблемой кампусов оказался озадачен НИУ Высшая школа экономики. Его ректор Ярослав Кузьминов заявил на специальной встрече с урбанистами, что вообще идею кампусов он не одобряет. Для университета это означает потерю половины рынка. Ведь если построить за городом общежития для всех студентов, значит, часть абитуриентов все-таки выберут вуз попроще, но ближе к дому.

Где в Петербурге могут появиться кампусы

- Лахта. Студенческий городок финансово-экономического университета.

- Кудрово. Университет морского и речного флота имени адмирала Макарова плюс тот же ФинЭК. Предполагаются 50 зданий для проживания и 20 учебных корпусов.

- Южный (Пушкинский район). Кампус для НИУ информационных технологий, механики и оптики.

- Любой участок «серого пояса» в черте города. Молодым урбанистам в голову не приходит, что его можно освоить таким образом: они, как правило, предлагают парки. Зато преподавателям, которым не хочется уезжать за город на старости лет, эта идея очень нравится.

Где кампусов не будет

Новых студенческих общежитий уж точно не появится на Васильевском острове и в Стрельне, несмотря на большую концентрацию вузов. Причина очевидна: дорогая земля. Добавим: отмечен даже такой тренд, как выселение университета из его зданий с целью передачи освобожденных площадей под что-то коммерческое. Так поступили с Институтом физиологии, который располагался на Университетской набережной: его перевели в Кириши.

Говорят, что в некоторых городах к студентам относятся неодобрительно: они-де захватывают пространство, так что местные жители чувствуют себя чужими. У нас до такого вроде бы не доходило. Наоборот, в беседах, посвященных городским пространствам, социологи то и дело поминают участок близ Казанского собора, где, благодаря высокой концентрации вузов, царит особая атмосфера. По крайней мере днем, а ночью правят бал ночные клубы. А вот на площади Сахарова она совсем другая. Это место, такое живое днем, к вечеру вымирает. Идеальный кампус - тот, где жизнь не прекращается ни днем, ни ночью, но жизнь эта пристойная, и соседей не напрягает.

В постиндустриальном обществе университет, как правило, является крупнейшим городским предприятием. Можно представить, какую он оказывает транспортную нагрузку. Ярослав Кузьминов предложил решить проблему мигрирующих по городу студентов простым путем — поменяться общежитиями, максимально приблизив лекционные залы к общагам конкретно этого вуза. Но это прозвучало как шутка. Отметим, что эксперты заметно путаются, когда пытаются определить, сколько в нашем городе студентов, и называют цифры от 450 до 850 тысяч. Преподавателей более-менее подсчитали: 22 тысячи.
 
«В Москве студенты составляют 10-15% всей транспортной нагрузки, - добавил ректор. - И в Петербурге не меньше. Конечно, по сравнению с футбольными фанатами это капля в море, и потом люди понимают, что приток студентов, в том числе иногородних — это улучшение человеческого капитала города. Но особенность Петербурга и Москвы в том, что у нас как нигде много слабых вузов. Они не работают на конкретный рынок труда, а представляют общее образование. Вузов так много, что получение университетского диплома в большинстве семей расценивают как обязательную ступень социализации сродни школьному аттестату. Потом выпускники становятся продавцами, но с дипломами машиностроителей».
 
Спрашивается, нужна ли городу эта бессмысленная нагрузка? Как отметил председатель Комитета по экономической политике Санкт-Петербурга Анатолий Котов, «раньше думали, что рынок сам все наладит. Но выяснилось, что нужна другая система, на основе планирования». Как она будет внедряться, чиновник не сказал.
 
Есть такое понятие — экономическая плотность. Это когда площадь города соотносится с величиной ВВП и получается ответ: какое количество «урожая» с квадратного метра снимается в этом городе ежегодно. Увы, петербургский результат получился невеселым: 2,6 — в восемь раз меньше, чем в Москве, так как там этот показатель равняется 20. И совсем катастрофичным по сравнению с Нью-Йорком (76), Лондоном (39,6), Парижем (38,6) и Токио (87,7). Вузы, готовящие невостребованных специалистов — одна из тому причин. (Вторая причина в том, что площадь Петербурга традиционно считается вместе с акваторией).
share
print